Contents
Кто принимал участие в съемках фильма «Покровские ворота»
С художественным фильмом «Покровские ворота» советские кинозрители смогли познакомиться в 1982 году. Двухсерийная картина Михаила Козакова снята по одноименной пьесе Леонида Зорина. Действие происходит в Москве во второй половине 50-х годов. Главные герои музыкально-лирической комедии – жители коммунальной квартиры у Покровских ворот.
В фильме снимались:
- Олег Евгеньевич Меньшиков (1960 г.р.)
Для начинающего актера эта картина стала прекрасным стартом в карьере. После выхода фильма молодой Меньшиков стал очень популярен.
Ему прекрасно удалась роль Костика Ромина – веселого, не обремененного проблемами аспиранта. С переездом в Москву из провинции его жизнь стала более легкомысленной и ветреной.
Талант Меньшикова заметили и оценили в Голливуде. Ему много раз предлагали сниматься в американском кино, но он предпочитал отечественную киноиндустрию.
- Софья Станиславовна Пилявская (1911-2000 г.г.)
Выдающаяся актриса, народная артистка СССР Софья Пилявская воплотила на экране роль тетушки Костика Алисы Витальевны.
В свое время именно Пилявская сделала все для того, чтобы картину начали снимать. До этого режиссер не мог получить разрешения, так как фильм признавали второсортным.
Снявшись в «Покровских воротах», артистка участвовала в съемках еще двух картин, а после этого начала вести тихую жизнь, не привлекая к себе внимания ни журналистов, ни поклонников.
- Валентина Дмитриевна Воилкова (род. в 1958 г.)
Артистка играет роль возлюбленной Костика – сотрудницы загса Риты. Благодаря съемкам в этой картине Воилкова обрела большую популярность среди зрителей всей страны.
С конца 80-х годов она перестала появляться в новых картинах, так как вместе с мужем переехала жить во Францию. В настоящее время Валентина Дмитриевна проживает в Париже. Свою связь с миром кино она не прекратила. Сейчас она дублирует зарубежные фильмы и делает переводы картин.
- Татьяна Анатольевна Догилева (род. в 1957 г.)
В киноленте Догилева появляется в образе пловчихи Светланы Поповой. Артистка смогла построить успешную карьеру. Она приняла участие в 140 проектах. Многие зрители запомнили ее по популярному сериалу «Люба, дети и завод».
Артистка играла в кино и выступала на театральных подмостках. А в 1998 году попробовала себя в новой роли – режиссера и выпустила дебютный спектакль «Лунный свет, медовый месяц».
- Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.)
Роль юной медсестры Людочки, возлюбленной Хоботова, досталась актрисе Елене Кореневой.
Выйдя замуж за американца, Коренева с конца 80-х годов проживала в Америке. В 1996 году она вернулась в Россию и занялась любимой работой. С 2008 года артистка стала участвовать в театральных постановках.
- Марина Михайловна Дюжева (род. в 1955 г.)
Актриса снялась в роли Анны Адамовны, одной из многочисленных поклонниц Костика. Несмотря на небольшую роль, Дюжева сыграла так, что ее игра и импровизация произвели неизгладимое впечатление на зрителя.
Ее фразы из фильма стали крылатыми. А сама актриса покорила своей неповторимостью и театральностью.
Дюжева и сегодня продолжает заниматься любимым делом. Ей часто предлагают роли в современных сериалах. Она занимается и озвучкой кинокартин. Артистка утверждает, что сегодня она снимается в кино чаще, чем в молодые годы.
- Анатолий Юрьевич Равикович (1936-2012 г.г.)
В то время, когда Козаков приступил к съемкам картины, Равикович уже был известным театральным актером.
Лев Хоботов в исполнении Равиковича – очень интеллигентный и порядочный человек. Он не может противостоять бывшей супруге, поэтому делает все так, как она велит.
Своей игрой артист покорил сердца зрителей. Все с нетерпением ждали выхода новых картин с участием этого талантливого актера. После успеха в «Покровских воротах» Равикович снялся в картинах «Джокеръ», «Загадка Эндхауза», «Репортаж», прочее.
- Инна Ивановна Ульянова (1934-2005 г.г.)
Ульяновой досталась очень выразительная и яркая роль Маргариты Хоботовой, бывшей жены Льва Евгеньевича. Талантливейшая артистка, обладающая неповторимым шармом и сумасшедшим темпераментом, она сыграла пугающую своими действиями и одновременно смешную женщину, которая не хочет потерять власть над бывшим супругом.
Фильм принес актрисе большую популярность. Кроме этого, Ульянова попробовала себя в качестве ведущей и заключила контракт с рекламной компанией.
В других ролях снимались:
- Леонид Броневой появился в картине в роли куплетиста-эстрадника Аркадия Варламовича Велюрова.
- Евгения Моргунова зрители увидели в роли соавтора Велюрова, поэта и автора куплетов Соева.
- Виктору Борцову досталась роль Саввы Игнатьевича Ефимова, фронтовика и гравера, нового супруга Маргариты Хоботовой.
- Супругу Соева, Ольгу Яновну сыграла известная актриса Наталья Крачковская.
- Супругов Нину и Глеба Орлович сыграли Елизавета Никищихина и Игорь Дмитриев.
В эпизодических ролях снимались:
- Вера Бурлакова;
- Эммануил Геллер;
- Михаил Козаков;
- Александр Коняшин;
- Евгений Кулешов;
- Римма Маркова;
- Леонид Машков;
- Владимир Пицек и другие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Актеры фильма «Хозяйка детского дома».
Съемочная группа
Над фильмом работали:
- Михаил Козаков – режиссер-постановщик;
- Юрий Топалер – режиссер;
- Сценарий к фильму написан драматургом Леонидом Зориным;
- Николай Немоляев –оператор-постановщик;
- Н. Басин – оператор;
- Людмила Кусакова– художник-постановщик;
- Алина Будникова – художник по костюмам;
- Нина Желманова – художник-гример;
- Ирма Цекавая – монтажер;
- Виктор Жанов – оператор комбинированных съемок;
- Альберт Рудаченко – художник комбинированных съемок;
- Кирилл Ласкари – балетмейстер;
- И. Наумова – редактор;
- Сергей Вульман – директор картины;
- Владимир Курганский – звукооператор;
- Арсений Лаписов – музыкальный редактор;
- Георгий Гаранян – композитор и дирижер;
- Песни автора и исполнителя Булата Окуджавы.
В картине звучит музыка в исполнении Государственного симфонического оркестра кинематографии и ансамбля «Мелодия» под управлением Г. Гараняна.
Сюжет фильма
Начало 80-х годов. Герой картины стоит в московском дворике и наблюдает за сносом старого жилого дома. В его голове всплывают картины Москвы второй половины 50-х годов. К этому времени относятся основные события картины.
Костик Ромин (О. Меньшиков) – молодой аспирант-историк, приезжает из провинции в столицу и поселяется в коммунальной квартире тетушки Алисы Витальевны (С. Пилявская). Парня ждет учеба в университете, но больше всего его влечет незнакомая столичная жизнь. Коммунальная квартира – особый мир со своими историями, романами, семейными драмами и нелепыми ситуациями.
У молодящегося артиста Мосэстрады Аркадия Варламовича Велюрова (Л. Броневой) возникли серьезные любовные чувства к молоденькой пловчихе общества «Трудовые резервы» Светлане (Т. Догилева).
Необъяснимые отношения царят между переводчицей Маргаритой Павловной (Инна Ульянова), ее бывшим супругом Львом Евгеньевичем Хоботовым (А. Равикович) и новым мужем Саввой Игнатьевичем (В. Борцов). Не желая упускать из виду бывшего мужа, Хоботова пытается создать так называемый «тройственный союз».
У Льва совсем другие планы. Ему хочется освободиться от назойливого внимания Маргариты, которая считает, что бывших супругов не бывает, и настойчиво вмешивается в личную жизнь Хоботова. Она не одобряет его лирические отношения со скромной медсестрой Людочкой (Е. Коренева).
У Костика сразу находится свое место в этом «скворечнике». Его задача – стать посредником между жильцами. Например, чего стоит его пафосное общение с Велюровым. Он пытается объяснить артисту, что пришло время побороть его пагубную страсть к горячительным напиткам. Но при этом озорной юноша провоцирует Велюрова на новую попойку, делая ему незавуалированное предложение: «Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?»
Для Хоботова и его возлюбленной Людочки Костик становится ангелом-хранителем. Он ловко проворачивает операцию с переодеванием попавшего в больницу Льва Евгеньевича и освобождает его от слишком «заботливой» бывшей супруги.
Сам Ромин также находит свою любовь. С появлением в его жизни сотрудницы загса Риты (В. Воилкова) молодой человек резко меняет свои привычки, расстается с многочисленными поклонницами и все внимание дарит своей возлюбленной.
Что будет дальше с героями картины, неизвестно. Никто так и не узнает, смог ли Хоботов построить крепкую семью с Людочкой, смирилась ли с потерей власти над бывшим мужем Маргарита Павловна, и была ли она счастлива с Саввой Игнатьевичем, как сложилась артистическая карьера Велюрова.
В финальной сцене повзрослевший Костик (М. Козаков) с грустью вспоминает о былых друзьях: «Где вы теперь, друзья моей юности? Вы, бескорыстные подружки?»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Актеры фильма «Девчата».
История создания
Сценарий Леонида Зорина очень понравился режиссеру Михаилу Козакову, и он отправился с ним на телевидение к руководству творческого объединения «Экран», которое занималось производством телевизионных фильмов.
Режиссер был уверен, что получит согласие на съемки картины о Москве и москвичах. Но реакция директора ТО «Экран» Бориса Хессина была неожиданной. Он посчитал, что фильм не ко времени, так как на дворе начало 80-х, а в сценарии прослеживается ностальгия по хрущевской оттепели.
У Хессина были свои планы на Козакова, он предлагает ему компромисс – в обмен на разрешение на съемки «сомнительной комедии» сыграть Дзержинского в фильме Марка Орлова «Синдикат-2». Но на этой картине дело не закончилось, дальше настоятельными уговорами Козакова заставляют сыграть и в следующих фильмах о «железном Феликсе» – «Государственная граница. Мирное лето 21-го года» и «20 декабря».
Козаков пытался отказать от ролей Дзержинского в других фильмах. Но Хессин говорил, что невозможно, чтобы в картинах, выходящих почти одновременно, одного и того же героя играли разные актеры.
Согласившись на роль, Козаков никак не смог приблизить работу над собственной картиной. В 1980 году он играет Дзержинского в трех картинах, а вопрос с его «Покровскими воротами » так и остается в подвешенном состоянии.
Отчаявшись, режиссер начинает искать иные способы решения вопроса. Он обращается за помощью к знаменитой актрисе МХАТ Софье Пилявской. Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин уважительно относился к театру и к самой приме.
Пилявская любезно согласилась выполнить просьбу Козакова и встретилась с Лапиным. Результат встречи был положительным, и Козаков начал снимать свою картину. Пилявской он предложил роль Алисы Витальевны – тетушки Ромина.
Когда вопрос с производством картины счастливо разрешился, возникла иная проблема. Оказалось, что Олег Меньшиков уже утвержден на другую роль. Он должен был сниматься в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь».
Сценарист Леонид Зорин вспоминал, что кроме Меньшикова на роль Костика они никого брать не хотели. Это была его роль, по-другому быть не могло. Зорин пишет письмо Райзману и просит отдать им «Костика» для участия в съемках «Покровских ворот». К удивлению всех, постановщик «Частной жизни» смилостивился над создателями картины и отпустил молодого артиста, дав ему шанс сыграть главную роль.
Хотя есть иная версия этой истории. Киновед Эльга Лындина утверждает, что Меньшиков сам отказался от участия в «Частной жизни». Дело в том, что ему пришлось бы играть вместе с Михаилом Ульяновым, известным и талантливым актером. Молодому артисту не хотелось находиться в тени великого Ульянова, поэтому он и договорился с Райзманом об уходе в картину «Покровские ворота».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Актеры фильма «Гараж».
Отзывы и рецензии
Первый показ картины на телевидении состоялся 11 февраля 1983 года. Хотя некоторые любители кино смогли увидеть его раньше, когда «Покровские ворота» показали в Доме кино. Большинство коллег по цеху поздравили Козакова с выходом успешной картины, их реакция на историю, рассказанную создателями и актерами, была положительной.
Хотя были и другие мнения. Например, актер Михаил Ульянов назвал веселую музыкальную комедию неуместной на фоне не слишком радостных событий, происходящих в стране. Нелестными также были отзывы Никиты Михалкова. Еще до съемок картины он отказался в ней участвовать, так как ему не понравился сценарий.
После показа фильма на голубых экранах страны, в газете «Советская культура» появилась статья Аллы Гербер под названием «Скворечник на Покровке». Автор статьи пишет о том, что эксцентричная комедия берет за душу, игра актеров отвечает задумкам режиссера, который через свою картину доносит до зрителя положительный заряд 50-х.
По мнению Гербер, посыл картины ощущается как «состояние души» ее создателя. Через несколько дней после телевизионной премьеры выходит стихотворная рецензия – обращение к режиссеру поэта Давида Самойлова:
«Не пишу тебе рецензий,
Как Рассадин Станислав,
А без всяческих претензий
Заявляю, что ты прав,
Создавая эту ленту
Не для разных мудаков.
И тебе, интеллигенту,
Слава, Миша Козаков».
Даже через несколько лет интерес критиков к фильму не иссяк. В 1987 году выходит книга Елены Сабашниковой «Диапазон. Рассказы о телевизионных режиссерах», в которой она вспоминает и об этой картине. В частности, в книге говорится о том, что Козаков смог развить идеи, которые были заложены ранее в спектакле Театра на Малой Бронной.
Действие фильма получилось с легким «грустно-лирическим обрамлением». Другая особенность ленты – появление в ней самого автора, который делится со зрителем воспоминаниями о молодости.
«Покровским воротам» характерна особая природа смеха. Станислав Рассадин, известный литературный критик, вспоминал о том, как один из телевизионных начальников, не желая принимать фильм, указал на его схожесть с Зощенко.
Отношение к писателю было неоднозначным. Некоторых идеологов напрягали его шутки над «богами» и «святынями», а также их раздражала его откровенная «независимость».
Рассадин писал о том, что герои картины Козакова – простые, искрение люди, имеющие обычные человеческие слабости и недостатки. Он называет их «обществом простаков».
По утверждению критика, «Покровские ворота» – это не просто ироничная, а самоироничная «комедия со страданиями». В образах Велюрова и Хоботова прослеживаются черты самого режиссера.
Посмотрите видео: Тайны кино. Фильм «Покровские ворота»: