О чем фильм
Со времени появления в прокате одного из самых долгожданных кинофильмов сезона – «Джокера» – картина уже успела получить высочайшие оценки зрителей.
Сюжет фильма разворачивается в восьмидесятых годах в городе Готэм, куда Флек приезжает, чтобы ухаживать за заболевшей мамой.
У комика проблемы с работой, и отыскать признание и любовь публики у него не получается. Вернувшись в родной город, он превращается в объект травли и делает вывод, что бессмысленно отвечать на злые поступки добром.
Стоит отметить, что создатели фильма совсем не идеализируют протестные замыслы.
Зрители картины наблюдают преображение личности Джокера, происходящее под воздействием внешней среды и жестокости, охватившей Готэм.
Фильм повествует о том, кем является этот злодей в реальности, и что заставило его наполнить город ненавистью и убийствами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Смысл фильма «Грязь» 2013.
В чем смысл фильма «Джокер»
Следить за перипетиями фильма «Джокер» некомфортно. Истерично-нервозный смех, неприкрытое психическое расстройство. Артур Флек из-за необычных привычек не имеет друзей и приятелей. Он вынужден быть в одиночестве.
Главный герой – трепетно заботящийся о матери сын. Он заботливо ухаживает за ней. Несмотря на трудности, свалившиеся на него, Артур старается найти контакт с сослуживцами. Еще одно хобби главного героя – танцы.
Но импульсивные хаотичные пассы руками свидетельствуют о том, что персонаж далек от реальной жизни. В этот момент он пребывает в собственном мире, где нет места агрессии.
Главный герой много курит. С помощью курения он пытается забыться и не замечает ложь и лицемерие вокруг.
Артур Флек множество раз обдумывал собственное самоубийство. Он просчитывал каждый шаг, каждое действие. В эти секунды на его лице можно заметить смешливую беззаботную улыбку. Так как персонажу кажется, что это единственный выход, возможный для него.
Что он видел в собственной жизни? Беззаконие, хаос, агрессия завладели городом. Люди подобны злым существам, которым не свойственны человеческие чувства. «Человек человеку волк».
Каковы их ценности и цели? Все заняты лишь исключительно удовлетворением своих желаний и устремлений.
Вступить в противостояние с обстоятельствами герой не в силах. Он просто плывет по течению. Артур Флек не пытается стать лучше других, не хочет донести собственную точку зрения, признавая ее единственно правильной. Однако он сам пришел к истинам, которые и пожелал поведать окружающим.
Но в картине присутствует не только жесткое психологическое насилие. Чтобы разбавить гнетущую атмосферу и дать зрителям передохнуть, режиссер использует юмор.
Ведь невозможно весь фильм смотреть исключительно за напряженной ментальной борьбой внутри персонажа, за тотальным игнорированием окружающих, за обесцениванием жизни человека.
Создатели фильма смело высмеивают слабости персонажей и общества в принципе. Личность становится никем. Она становится серой массой. Жизнь человека сходна по структуре: рождение, жизнь, смерть. Никчемная судьба, подобная конвейеру. Бессмысленная трудовая деятельность, отсутствие желания прислушиваться к тем, кому необходима помощь. Равнодушное поведение и неприязнь к страждущим гражданам.
Реально ли то, что случилось с главным героем?
Логичный вопрос, ведь у Флека множество проблем с ментальным состоянием. Ведь реальный мир к нему, по сути, равнодушен, даже враждебен, персонаж наполовину пребывает в собственных фантазиях. Он даже на встрече с психологом говорит, что в клинике ему было бы лучше и спокойнее.
К тому же Тодд Филлипс в фильме много раз намекает, что у продемонстрированных событий есть «другое дно», к примеру, герой нафантазировал отношения с соседкой, хотя ничего у них в реальности не было и, вероятнее всего, быть не могло.
Джокера не назовешь ненадёжным повествователем. Но в новой картине в исполнении Хоакина Феникса главный герой превосходит предшественников.
И так как режиссер фильма был вдохновлен фильмом «Таксист» М. Скорсезе, зритель не может точно быть уверенным, что, например, протест в Готэме случился в реальности, а не в сознании у Джокера.
Нельзя до конца быть уверенным и в том, что Артур смог воплотить свои мечты, добился популярности и стал настоящей легендой. Такая неоднозначность повествования отлично ложится на образ сложного героя.
Зрители до конца не поймут, что сделал Артур в действительности. Если принять тот факт, что он убил мать, поняв шокирующую правду о собственном прошлом, то появляется вопрос: что случилось с Софи и её дочкой? Убил их или просто ушёл в образе спокойного соседа? Если судить по дальнейшему нервному срыву, ответ напрашивается печальный.
Убил ли главный герой мать? А старшего сослуживца-клоуна? Получил ли в реальности приглашение на шоу? И стрелял ли он в ведущего на самом деле?
В чём зритель может быть уверен: в конце картины Джокер в действительности находится в клинике Аркхэм. Хотя и там он думает об убийствах и придумывает свои странные шутки.
Хоть режиссер фильма во всех интервью и говорит о том, что снял отдельное произведение, в основе «Джокера» все-таки лежат комиксы, а в картине много отсылок к первоисточнику.
Мама главного героя – Пенни — была одержима Т. Уэйном. И хотя он и его окружение не признавали всяческую связь и говорили о помешательстве Пенни, вопрос все-таки открытый.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Смысл фильма «Дитя робота» 2019.
Артур действительно приходится сыном Томасу и сводным братом Брюсу?
Или он был усыновлен, а сведений о реальных родителях нет. В юности Пенни была симпатичной девушкой, а Томас с помощью собственных связей легко мог поместить её в Аркхэм и использовать подделку документов об усыновлении.
В финале зрителям демонстрируют, что восставший народ, спровоцированный смертью ведущего, погрузил город в полнейший хаос.
Родители Брюса были убиты на улице, однако осуществил это простой преступник, который решил восстановить справедливость и вознести классовую нетерпимость на новую ступень.
Самостоятельно герой не убивал Томаса и Марту, но выступил причиной. Поэтому у Брюса есть мотив стать Бэтмэном и заниматься правосудием на ночных улицах Готема. И непонятно, сколь суровым и агрессивным станет новый Тёмный рыцарь.
Вполне вероятно, смерть близких людей Брюса – это как раз та шутка, заставляющая смеяться Артура в лечебнице, по поводу которой он не желает говорить врачу при разговоре.
Является ли Артур сыном Томаса? Один из важнейших вопросов в картине. Пенни считает, что Томас был её избранником, от которого появился на свет Артур. Она постоянно пишет ему послания, но ответа не приходит, так как Уэйн презирает ее.
Однако позже становится понятным, что Пенни всегда была безумной и даже проходила лечение в клинике. Артур же никак не относится к семье Уэйнов, он не приходится братом Брюсу и сыном Томасу.
Артур замечает документ об усыновлении и вспоминает, что в юношестве перенёс большое количество избиений от сожителя мамы, испытывал голод, и у него было много черепно-мозговых травм. В приступе страшной злобы Артур убивает мать в клинике и полностью разочаровывается в окружающих людях.
Является ли Артур Флек единственным реальным Джокером?
Возникает вопрос: Флек – это тот Джокер, в дальнейшем противостоящий Бэтмэну? Или только предтеча будущего лидера преступного сообщества Готэма и символа протеста?
Режиссер картины конкретно не утверждал, но можно сделать предположение, что по сюжету Артуру ориентировочно сорок пять лет.
Брюсу Уэйну где-то в районе десяти лет. Получается, что к тому моменту, когда Брюс станет взрослым и превратится в Бэтмэна, Джокеру больше пятидесяти.
Если учитывать реалистичность продемонстрированного мира, Артур Флек может быть противником Тёмного рыцаря.
Если же главный герой — не тот самый Джокер, а простой сумасшедший, который стал главным героем по случайности, то это существенно меняет замысел картины.
Тогда выходит, что в действительности данная картина – это летопись упадка Готэма и возникновения Бэтмена. Фильм, закладывающий основы скорого продолжительного противостояния Бэтмэна и сил зла.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В чем смысл фильма «Остров проклятых» 2010?
Смысл финала фильма
Конец картины можно трактовать буквально: вся картина – иллюстрация мысли, что собственных страшнейших врагов общество рождает само.
Практически в самом конце, на передаче, Артур детально объясняет собственную мотивацию. Суть сводится к тому, что если постоянно жители не замечают проблем окружающих, травят слабых и не желают не то что помогать, а даже проявлять простую вежливость, ответ неминуемо последует.
Богатейшие жители Готэма не обращают внимания на трудности обездоленных слоев населения и думают лишь о себе. Все заняты лишь исключительно удовлетворением своих желаний и устремлений.
Бедные постепенно погружаются в тяжелую депрессию и лишаются надежды на светлое будущее, а некоторые привилегированные жители и вовсе плюют на все моральные нормы. И чем больше ощущение безвыходности в городе, тем ближе протест, стрельба и хаос.
Джокер размышляет: что произойдет, если система неожиданно забудет про ментально нездоровых людей и отнесется к ним как к пустому месту? Он считает, что в таком случае система и порождённое ею население получат возмездие.
Флек считает, что если одни плохие сутки могут превратить личность в безумного сумасшедшего, то безнадежная судьба сделает из него монстра.
Однако создатели фильма совсем не идеализируют революционные замыслы, как кажется. Они утверждают, что «спичкой», которая может разжечь огонь народного недовольства, часто становятся сумасшедшие и психопаты. Те люди, которые живут в собственном воображаемом мире.
Личность персонажа чрезвычайно неоднозначна. После просмотра картины зритель непременно почувствует странное и негативное послевкусие.
Посмотрите видео. «Джокер» разбор фильма. Отсылки и пасхалки: