Сюжет фильма
Знаменитый триллер «Старикам здесь не место» появился на больших экранах в 2007 году. Это потрясающее творение братьев Коэнов не оставило равнодушным любителей настоящего драматического детектива.
Голливудские режиссеры частенько снимают фильмы об обычных парнях, которым удается неожиданно разбогатеть, и это несмотря на преграды, преследование и опасности. Создавая свою новую картину, режиссеры решили продолжить добрые голливудские традиции.
Герой фильма – прошедший войну во Вьетнаме, простой трудяга Мосс. Однажды в пустыне он случайно замечает грузовик, возле которого лежит гора трупов. Там же он находит чемодан, доверху набитый деньгами.
Как отказаться от соблазнительной суммы в два миллиона долларов? Мужчина не выдерживает внутренней борьбы и забирает деньги. С этого момента в его жизни начинаются «веселые деньки». Появляется масса желающих заполучить денежки, среди них и мексиканцы, и американцы.
Больше всех эта ситуация волнует шерифа Бэлла, который должен понять, откуда на его участке взялось столько трупов, что здесь делает маньяк-убийца и за кем все гоняются. Кстати, именно Бэлл выступает рассказчиком этой истории.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Смысл фильма «Револьвер» 2005.
Убийца Чигур, прекрасно сыгранный Хавьером Бардемом, следует за Моссом по пятам. Всех, кто встречается на его пути и кто может чем-то помешать, он беспощадно уничтожает.
Сложно обвинить Чигура в кровожадности или безумном стремлении к убийству. Он не получает наслаждения от страдания умирающих людей.
Антон добросовестно выполняет свою работу. Никто не должен становится на его пути, и свидетелей живыми он никогда не оставит. Частенько убийца действует на грани фола, предлагая, например, несчастным людям поиграть с собственной судьбой.
Кроме названных персонажей, зрителей видит еще массу значительных и не очень заметных героев. Но эти три человека – главные в этой непростой истории. Более того, каждый из них символизирует конкретную идею.
Смысл фильма «Старикам тут не место»
Столкновение времен
Действие картины происходит в Америке на пустынных территориях штата Техас. 80-е годы – это как раз тот период, когда процесс индустриализации потихоньку доходит до Дикого Запада.
Одно поколение сменяется другим, совершенно новым и обезбашенным, готовым любыми способами добиться желаемых результатов. Как раз о таком столкновении поколений эта картина. Окружающий мир стремительно меняется, и победа, как обычно, остается за сильнейшими.
В фильме три главных героя – Льюэллин Мосс, ветеран войны во Вьетнаме, немолодой шериф Бэлл и наемный убийца Антон Чигур. Они совершенно не похожи друг на друга, так как являются представителями разных поколений и разных временных периодов.
Символ будущего
Выразительным и очень ярким получился персонаж непревзойденного Хавьера Бардема, киллер Антон Чигур. Именно он, по задумке создателей, символизирует будущее.
Ему чужды моральные принципы, он не знает, что такое эмоции и вера. В своих действиях он следует только логике и рациональному выбору. Согласно теории Ницше, Антона можно смело назвать сверхчеловеком.
Под понятие «настоящее зло» этот герой не подходит. Ему не нравится убивать, он не получает удовольствия от проявления собственной жестокости. Он – настоящий исполнитель.
Никаких эмоций, только четко выполняемые действия, и если речь идет об убийстве, то это происходит только по необходимости. Преграда должна быть убрана, никаких улик и следов.
С моральной точки зрения Антон – человек с четко выраженными психопатическими проявлениями. Его образ – символ современного поколения, которому свойственны такие черты, как аморальность и разнузданность. И в этом выражается огромное отличие от прошлого высоконравственного поколения, примером которого в фильме является шериф Бэлл.
На своем пути Антон не раз встречает людей, которых он не может убить просто так. Он предлагает им сыграть «в судьбу». Если бы этот человек представлял хоть какую-то угрозу или просто мешал киллеру выполнить задание, он бы убил его, не задумываясь.
Так не объясняется жестокость, это обычный вопрос выживания. Когда Антону попадаются «неопасные» для него люди, он начинает задумываться, что ему совсем несвойственно.
Но он быстро находит выход, отдавая «право выбора» будущей жертве. Говоря человеку, что не может сделать за него выбор, Антон показывает некое смятение и беспомощность. Эта выходящая за привычные стандарты ситуация его серьезно напрягает, ведь он не может убить безопасного человека, хотя риски и остаются. Поэтому он и придумал собственную «игру в судьбу».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Интерстеллар» фильм 2014: смысл фильма.
Символ настоящего
Символ настоящего времени в этой картине – Льюэллин Мосс. Это энергичный, страстный и порядочный человек, который все время стремится к переменам.
Ничего экстраординарного в этом персонаже нет. Из трех главных героев его можно назвать самым обычным. Сцена, в которой Мосс возвращается к умирающему бандиту – одна из самых значимых сцен с его участием.
Что означает этот поступок? Вариантов здесь несколько. Возможно, он испытывает угрызения совести или винит себя в случившемся. Хотя не исключено, что ветерану Вьетнама просто не хватает адреналина в его размеренной и ничем непримечательной жизни.
Стремление к движению вперед, дерзость и неугомонность – черты, свойственные не только этому герою, но и всему нынешнему поколению, которое стремится изменить мир, не страшась неизвестности (показанной в фильме в образе Чигура).
Символ прошлого
Эд Том Бэлл – степенный, спокойный шериф, привыкший к монотонной жизни. Он выступает в фильме символом прошедших времен. Все, что происходит с ним сейчас, становится тяжким грузом для его психики. Находясь в состоянии легкого шока, он все время не поспевает за действиями неугомонных Чигура и Мосса. Ему сложно понять, что движет убийцей, и где он может оказаться в тот или иной момент.
Сцена, на которую стоит обратить внимание, это визит шерифа на ранчо к старому приятелю. Мужчины вспоминают момент, когда был убит дедушка Тома, и это видел его друг. Неожиданностью для Бэлла становится информация о том, что в 1909 году его дядя стал жертвой бандитов.
В этой сцене заложен глубокий смысл. Как бы наши предки не говорили о том, что раньше мир был лучше, жестокость и зло также были неотъемлемой частью той жизни.
Подтверждением этому служат слова, сказанные товарищем Тома при прощании: «Грядущего тебе не остановить, и жизнь под себя не подстроить».
Жизнь не стоит на месте, время летит, а вместе с ним стремительно меняется мир вокруг. И у нынешнего поколения есть только два пути –сдаться на милость молодым или приспособиться к новой жизни.
Триумф будущего
Человеческая жизнь и мир вокруг находятся в состоянии постоянного прогресса. Все вокруг меняется, процесс эволюции никто не отменял. Антону, символизирующему в картине ближайшее будущее, удается выйти победителем в этой игре с прошлым и настоящим. Он изможден, но жив, и даже не наказан судьбой.
«Старикам тут не место» — жизненный фильм с глубоким смыслом. Если кому-то он покажется жестоким, то это не совсем так. Это даже не киноповествование, это притча о том, как быстротечно время и неизбежны грядущие перемены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Бойцовский клуб» фильм 1999: смысл фильма.
Смысл концовки фильма
В финале ленты Бэлл в разговоре с женой описывает ей свои сновидения. В одном из них его отец, тоже бывший когда-то шерифом, отдает сыну деньги, которые он теряет. Можно подумать, что таким образом выражена необходимость соблюдения каких-то традиций, но Бэлл-младший не смог это сделать.
Старший Бэлл был очень крутым шерифом, а его уже постаревший сын, живущий в новые для Америки времена, не добился таких результатов. Таким образом, создатели намекают на то, что страна заметно изменилась, но не в лучшую сторону. Почти ничего от прежней страны не осталось. Режиссеры как бы сетуют на то, что все не так, как было прежде.
Второй сон был совсем другим. В нем отец разжег костер и сидел в ожидании сына. Он как бы говорил, что все еще надеется на своего наследника. Хотя неизвестно, у кого из персонажей фильма получилось бы преодолеть темень и стужу и первым добраться до этого огня.
Посмотрите видео. «Старикам тут не место». Разбор и анализ фильма: