Contents
Алекса́ндр Бори́сович Годуно́в (28 ноября 1949, Южно-Сахалинск, Сахалинская область, СССР — 18 мая 1995, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Биография
Ранние годы
Родился в семье инженера-строителя. Родители, Лидия Николаевна Студенцова и Борис Илларионович Годунов-Водуков, познакомились в блокадном Ленинграде, где Лидия осталась по окончании Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, а Борис восстанавливал разрушенные бомбёжками здания и коммуникации. После войны Годуновых с двухлетним первенцем Олегом направили на Сахалин, в Южно-Сахалинск, где в семье родился Александр.
Когда Саше исполнилось три года, родители развелись. Лидия Николаевна перевезла детей к брату в Ригу. Сама она приехала спустя год, отработав пятилетний контракт на Сахалине, и поступила работать на Прибалтийскую железную дорогу, которая предоставила ей комнату в коммунальной квартире в центре Риги, на углу улиц Стабу и Тербатас.
В 1958 году Александр поступил в Рижское хореографическое училище. Училище окончил в 1967 году по классу педагогов Юриса Капралиса и Артура Экиса. На протяжении всей жизни Годунов поддерживал с Юрисом Капралисом дружеские отношения.
«Молодой балет»
По окончании училища Годунов получил распределение в Латвийский театр оперы и балета, хотя имел приглашение от Игоря Моисеева в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» («Молодой балет»). В то время, в 18-летнем возрасте, он ещё имел небольшой рост, из-за чего мог быть принят только в кордебалет — так Лидии Николаевне прямо заявил руководитель балетной труппы Александр Лемберг. Годунов отправился на прием к министру культуры Латвийской ССР Владимиру Ильичу Каупужу с просьбой отпустить его в Москву, но разрешения не добился, поэтому уехал в столицу самовольно.
В «Молодом балете» (1967-1971) Годунов вплотную познакомился с элитой советского балета. В классах Асафа Мессерера и Александра Руденко он шлифовал технику, позволявшую исполнять как классические па-де-де, так и сочинения современных хореографов. Он солировал в «Мимолётностях» Касьяна Голейзовского, «Гран-па» Асафа Мессерера, «Поэзии чувств» Игоря Моисеева. Танцевал в «Адажио» Альбинони, поставленном Игорем Чернышёвым впервые в Советском Союзе, репетировал с Олегом Виноградовым и с эстонским хореографом Май-Эстер Мурдмаа.
С «Молодым балетом» Годунов объездил весь мир, но мечтал танцевать в Большом театре. Вскоре последовало приглашение от главного балетмейстера театра Юрия Григоровича.
В Большом театре
В 1971 году Годунов зачислен солистом в балетную труппу Большого театра. Его громкий дебют состоялся в «Лебедином озере».
Однако молодой солист пришел в Большой, когда там открыто враждовали три группировки — Григоровича, Плисецкой и Васильева. Приглашение Майи Плисецкой стать её партнером навлекло на него гнев главного балетмейстера. Поэтому Годунов танцевал очень мало. Спартака станцевал всего пять раз, Ивана Грозного — девять, Пастуха в «Весне священной» — два. Хозе в «Кармен» около сорока раз, Вронского в «Анне Карениной» — больше тридцати, Клавдио в «Любовью за любовь» — свыше двадцати. Последней его премьерой стал Тибальд в «Ромео и Джульетте».
Роли в труппе Большого театра
П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, па-де-труа. 1971 г.
* П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, А. Мессерера. Принц. 1971 г.
* П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка Ю. Григоровича. Принц. 1971 г.
* Р. Щедрин. «Анна Каренина» Вронский. Постановка М. Плисецкой, Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова. 1972 г.
* Ф. Шопен. «Шопениана». Юноша. 1972 г.
* Ц. Пуни. «Конёк-горбунок», па-де-труа «Океан и жемчужины». Постановка А. Горского. На гастролях в США. 1973 г.
* Л. Минкус «Дон Кихот». Базиль. 1973 г.
* Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита». Хореография А. Алонсо. Хозе. 1974 г.
* А. Пахмутова. «Озарённость». Хореография Н. Рыженко и И. Смирнова-Голованова. Любимый (1-й исполнитель). 1974 г.
* А. Адан. «Жизель». Альберт. 1974 г.
* Г. Малер. «Гибель розы». Хореография Ролана Пети. Юноша. 1974 г.
* А. Хачатурян. «Спартак». Хореография Ю. Григоровича. Спартак. 1976 г.
* Т. Хренников. «Любовью за любовь». Хореография В. Боккадоро. Клавдио (1-й исполнитель). 1976 г.
* С. Прокофьев. «Иван Грозный». Хореография Ю. Григоровича. Царь Иван. 1976 г.
* И. Стравинский. «Весна священная». Хореография Н. Касаткиной и Вл. Василёва. Пастух. 1977 г.
* С. Рахманинов. «Паганини». Хореография Л. Лавровского. Паганини. 1978 г.
* Л. Минкус. «Баядерка». Картина «Тени». Солор. 1978 г.
* С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». Хореография Ю. Григоровича. Тибальд (1-й исполнитель). 1979 г.
Побег из СССР
23 августа 1979 года во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке 29-летний Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. После известия о его отсутствии советские власти отправили жену Годунова — Людмилу Власову, единственную из труппы, на самолёте в Москву. Однако самолёт был задержан американскими властями прямо перед взлётом, и Государственный департамент США потребовал предоставить доказательства того, что Власова возвращается в СССР добровольно.
Вслед за этим в инцидент оказались вовлечены лидеры СССР и США Леонид Брежнев и Джимми Картер. В конце концов, через три дня самолёт, в котором находилась Власова, был выпущен в СССР. По мотивам этих событий в 1985 году в СССР вышел фильм «Рейс 222», сюжет которого был основан на реальных событиях, но скорректирован (вместо балетных актеров в нём фигурировали спортсмены), в том числе был написан другой текст, часто цитируемый.
* мини-сериал Фантазия белых ночей (2015, Первый канал)
В этот трудный для Годунова период он несколько дней прожил в доме друзей Иосифа Бродского. В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта» холодной войны. В 1982 году через посольство был оформлен их развод.
Годунов был принят в труппу Американского театра балета, где выступал как премьер (principal dancer). В году контракт с театром не был продлён из-за разногласий с руководителем труппы Михаилом Барышниковым.
Некоторое время выступал с собственной труппой. Как приглашённая звезда, много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии. Начиная с 1981 года периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер. В году ушёл из балета и продолжил кинокарьеру, начатую ещё в СССР. Продолжал поддерживать свою физическую форму, занимаясь в балетной академии Давида Лишина под руководством Татьяны Рябушинской, там же периодически проводил балетные мастер-классы.
Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме «Свидетель» в 1985 году, экспрессивный дирижёр оркестра в фильме «Долговая яма», 1986, Карл, террорист в фильме «Крепкий орешек», 1988, Скарабис, средневековый тиран, в фильме ужасов «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени» в 1992 году. Последняя роль актёра — экстравагантный террорист-химик Лотар Красна, мечтающий поработить мир,- была сыграна им в боевике 1995 года «Зона».
В течение семи лет поддерживал близкие отношения с киноактрисой Жаклин Биссет.
Смерть
Друзей Годунова к 18 мая 1995 года встревожило отсутствие телефонных звонков от него, что было для Александра нехарактерно. В его квартиру в комплексе кондоминиумов Шорхэм Тауэрс в Западном Голливуде послали медсестру, которая и нашла его мёртвым.
По утверждению врачей, смерть была вызвана осложнениями гепатита, обусловленными хроническим алкоголизмом.
В заявлении, опубликованном вскоре после его смерти, личный публицист Годунова Эвелин Шривер сказала: «У него не было СПИДа, он не совершал самоубийства. Это время было одним из самых счастливых периодов его жизни…»
Прах Годунова был развеян над Тихим океаном, его мемориал находится в Лос-Анджелесе. Эпитафия на кенотафе гласит: «Его будущее осталось в прошлом» («His future remained in the past»).
На Введенском кладбище Москвы также находится кенотаф актера. Эпитафия на нём: «Ты всегда с нами».
Награды
Лауреат (золотая медаль) Московского международного конкурса артистов балета в 1973 году.
* Заслуженный артист РСФСР (1976).
* Лауреат премии Вацлава Нижинского (Париж).