Никола́й Фёдорович Пого́дин (настоящая фамилия — Стука́лов; 1900-1962) — русский советский сценарист и драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951).
Биография
Н. Ф. Стукалов родился а в станице Гундоровская (ныне город Донецк Ростовской области). Добровольцем служил в РККА. Работал репортёром с 1920 года в ростовской газете «Трудовая жизнь». Был разъездным корреспондентом газеты «Правда» в 1922-1932 годы. С 1925 года в Москве. В 1926 году опубликовал сборники очерков «Кумачовое утро», «Красные ростки».
В 1951-1960 годы — главный редактор журнала «Театр».
Н. Ф. Погодин умер 19 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
Семья
Сын Погодина Олег Стукалов (1928-1987) — киносценарист, в частности, автор сценария фильма «Кремлёвские куранты» по пьесе отца. Дочь Погодина Татьяна вышла замуж за внука К. И. Чуковского Николая.
Творчество
Тематикой своих произведений Погодин всегда откликался в духе социалистического реализма на актуальные в тот или иной момент проблемы развития Советского Союза; его пьесы свидетельствуют о незаурядном драматургическом даровании писателя, но по качеству все они очень различны. Погодин в 1955 написал пьесу «Сонет Петрарки» (1956), ставшую его вкладом в дело либерализации советской литературы; в ней автор требует признания человека независимым от его общественной или профессиональной функции, прав личности на неприкосновенность её духовного мира без контроля партии; показана здесь и гнусность доносительства.
В 1934 году была поставлена пьеса «Аристократы», ставшая популярной.
В ней показана «перековка» уголовников на строительстве Беломорканала.
После проведения в 1936 году показательного первого Московского процесса официальная идеология от исправления заблуждавшихся граждан резко перешла к беспощадному искоренению врагов, поэтому из репертуара убрали и пьесу Погодина.
Варлам Шаламов указывал, что полностью ложная государственная политика «перековки» и перевоспитания блатных (блатарей) была популяризована в том числе и этой пьесой, и потому «один перевоспитался, а десять тысяч блатных вышли из тюрем раньше времени и совершили двадцать тысяч убийств и сорок тысяч ограблений». Вот цена, которую заплатили за «Аристократов» и «Дневник следователя» Шейнина.
Спектакль «Третья патетическая», поставленный в 1958 году М. Кедровым (художник — Л. Батурин), явился новым этапом в решении ленинской темы. В пьесе, по словам Погодина, была изображена «труднейшая пора в истории советского государства: 1923-1924 годы, нэп, период сложного и напряженного положения в партии. Острая политическая обстановка в стране усугублялась тяжелой неизлечимой болезнью Ильича. Все это определяло трагедийное звучание произведения, трагический пафос драмы. Отсюда родилось и название — «патетическая».
Своеобразным вкладом в «оттепельную литературу является пьеса «Сонет Петрарки» (1955). Главный герой, начальник строительства плотины Суходолов, произносит знаменательные слова:
«…классовую ненависть я считаю чувством святым и достойным. Но теперь у нас враждебных классов действительно нет. Спрашивается, кого же ненавидеть? Есть негодяи, отребье, воры… они достойны разве что презрения, а иногда и сожаления. Я ведь говорю сейчас о большой ненависти. Кого я должен ненавидеть в своей стране? Может быть, пора учиться любить…»
Признание и награды
Сталинская премия первой степени (1941) — за пьесу «Человек с ружьём» (1937)
* Сталинская премия второй степени (1951) — за сценарий фильма «Кубанские казаки» (1949)
* заслуженный деятель искусств РСФСР (1949)
* Ленинская премия (1959) — за трилогию «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая»
* два ордена Ленина (31.01.1939; 15.11.1960)
* медали
Пьесы
«Темп» (1929), написана под впечатлением от поездки на Сталинградский тракторный завод. Поставлена в 1930 году Театром имени Е. Вахтангова, ленинградским Красным театром, ставилась также в Баку, Ташкенте, Ашхабаде, Тбилиси и других городах СССР. Прототипом главного героя считается американский инженер Джон Найт Калдер.
* «Дерзость» (1930)
* «Поэма о топоре» (1931). Театр Революции, реж. А. Д. Попов; Анка — М. И. Бабанова, Степан — Д. Н. Орлов.
* «Снег» (1932)
* «Мой друг» (1932, Театр Революции, реж. А. Д. Попов; Гай — М. Ф. Астангов)
* «После бала» (1934, Театр Революции, Маша — Бабанова)
* «Аристократы» (1934, Реалистический театр, реж. Н. П. Охлопков)
* «Падь серебряная» (1940), пьеса в 3 актах, 9 картинах.
* Трилогия о Ленине:
** «Человек с ружьём» (1937; Театр имени Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов; Ленин — Б. В. Щукин)
** «Кремлёвские куранты» (1940, новый вариант 1956 — без Сталина; постановка 1942 года, МХАТ, реж. В. И. Немирович-Данченко и М. О. Кнебель; Ленин — А. Н. Грибов).
** «Третья патетическая» (1958, МХАТ, реж. М. Н. Кедров; Ленин — Б. А. Смирнов).
* «Московские ночи» (1942)
* «Лодочница» (1943)
* «Икс и игрек» (1943)
* «Живые источники» (1944)
* «Сентиментальное знакомство» (1945)
* «На Можайской дороге» (1944-1946)
* «Когда ломаются копья» (1953)
* «Маленькая студентка» (1958)
* «Голубая рапсодия» (1961)
* «Альберт Эйнштейн» (1968) — пьеса закончена после смерти Погодина его секретарём А. Волгарём.
Комедии
* «Джиоконда» (1938),
* «Моль» (1940),
* «Когда ломаются копья» (1953),
* «Рыцари мыльных пузырей» (1955),
* «Заговор Локкарта» («Вихри враждебные», 1953),
* «Багровые облака» (1955);
* «Сотворение мира» (1945),
* «Минувшие годы» (1948),
* «Мы втроём поехали на целину» (1955),
* «Сонет Петрарки» (1957),
* «Цветы живые» (1960),
* «Верность» («Чёрные птицы», 1961, Театр имени Евг. Вахтангова),
* историко-революционные пьесы, драмы.
Роман «Янтарное ожерелье» (1960).
Киносценарии
# 1936 — Заключённые (по пьесе «Аристократы»)
# 1938 — Человек с ружьём
# 1947 — Свет над Россией
# 1947 — Три встречи
# 1949 — Кубанские казаки
# 1952 — Джамбул
# 1953 — Вихри враждебные
# 1955 — Первый эшелон
# 1957 — Борец и клоун
# 1970 — Кремлёвские куранты
Издания
Простые анапесты о рабочем. Павловский Посад, изд. автора, 1927
* Красные ростки. Очерки, 1926
* Казаки. М., «Огонёк», 1926
* Кумачовое утро. Очерки. М., 1926
* Темп, 1931
* Поэма о топоре, 1932
* Аристократы // «Красная новь», 1935, № 4
* Человек с ружьём // «Октябрь», 1937, № 12
* Кремлевские куранты, 1941, перераб. изд.: «Театр», 1955, № 4
* Пьесы, 1948 (содержание: Темп; Поэма…; После бала; Мой друг; Аристократы; Человек…; Сотворение мира; Минувшие годы)
* Пьесы, 1952 (содержание: Мой друг; Аристократы; Человек…; Миссурийский вальс)
* Сонет Петрарки // альманах «Литературная Москва», 1956, № 2
* Третья патетическая // «Театр», 1958, № 9
* Маленькая студентка // альманах «Современная драматургия», № 6, 1959
* Цветы живые // «Театр», 1960, № 7
* Янтарное ожерелье. Роман // «Юность», № 1, 1960
* Голубая рапсодия // «Театр», 1966, № 11
* Альберт Эйнштейн // «Театр», 1968, № 9
* С чего начинается пьеса. Статьи, 1969
* Собрание драматических произведений. В 5-ти тт., 1960-1961
* Неизданное. В 2-х тт., 1969
* Собрание сочинений. В 4-х тт., 1972-1973
Память
В городе Петропавловск (Казахстан) с 1986 года существует Областной русский драматический театр имени Николая Погодина. Осенью 2013 года театр открыл 126-й театральный сезон.
* Шахтинский драматический театр имени Н. Ф. Погодина (Ростовская область).
* В Ростовской области учреждена премия им. Николая Погодина (Ростовской областной организацией «Союз журналистов России», отмечает лучшие работы сотрудников газет, радио и телевидения).