Крамаров Савелий Викторович — биография и сведения, описание достижений

Саве́лий Ви́кторович Кра́маров ( Москва, РСФСР, СССР — , Сан-Франциско, штат Калифорния, США) — известный советский, российский и американский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (28 марта 1974).

Биография

Родился 13 октября 1934 года в Бауманском районе Москвы в еврейской семье. Отец — Виктор Савельевич Крамаров (1900-1951), родом из Черкасс, выпускник юридического факультета Киевского университета, после окончания аспирантуры был принят в московскую коллегию адвокатов, арестован НКВД в 1938 году и осуждён на 8 лет ИТЛ. После освобождения из УСВИТЛАГа в 1946 году после первого тюремного заключения он был направлен на поселение в Барнаул, потом — в Бийск (работал юрисконсультом в конторе по заготовке зерна «Заготзерно»), где в 1949 году был повторно арестован и 18 июля 1950 года выслан сроком на 5 лет в Туруханск; работал дворником. Здесь 28 марта 1951 года он покончил с собой. Мать, Бенедикта (Бася) Соломоновна Волчек (1910-1950), скончалась от рака, когда сыну было 16 лет. Его взял на попечение родной дядя — Леопольд Соломонович Волчек, его сестра Таня (род. 1930) переехала к дяде со стороны отца в Львов.

Окончив школу, пытался поступить в театральный институт, не был принят. Чтобы продолжить образование, поступил на факультет озеленения в Московский лесотехнический институт. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств.

Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, С. В. Крамаров некоторое время работал по специальности. Решив бросить работу, разослал свои фото по всем киностудиям страны, и на одно письмо пришёл ответ. С этого началась его актёрская карьера. Настоящий успех пришёл к нему после фильма «Неуловимые мстители», фраза его героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина!» стала крылатой.

В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Он много снимался в кино и к началу 1970-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров страны. В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме «Джентльмены удачи». Предложения сниматься после этой роли посыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Актёр даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений. Потом простить себе не мог, что упустил роль Петрухи в «Белом солнце пустыни» — не разглядел талантливого режиссёра и перспективный сценарий.

В 1972 году он поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, закончив ГИТИС, он так и не был принят в труппы ни одного советского театра. В ГИТИСе он познакомился со своей первой женой — однокурсницей Людмилой. Она позже рассказывала, что её очень рассмешил номер с роялем. Но их брак длился совсем недолго. Потом встречался с архитектором Марией Шатинской. С ней актёр расписан не был, но вместе они прожили тринадцать лет. Он нравился ей своей чистотой и наивностью, увлечённостью любимым делом. Они стали жить вместе. Маше нравилось, что он серьёзно заботился о своём здоровье: не пил, не курил, ел пищу без соли, без острых подлив, ложился спать строго по заведённому расписанию.

В советском кино он стал настоящей звездой. Дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов был смеяться. В 1974 году он стал заслуженным артистом РСФСР. Как-то на вопрос о планах на будущее актёр с присущим ему юмором ответил:

«Буду копить на народного!».

Эмиграция в США

Круг общения и его дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали актёра человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.

Актёр подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что там у него единственный родной ему человек — дядя, но Крамарову отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку».

Из страны актёра не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал письмо президенту США Рональду Рейгану, назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».

Уважаемый господин президент Рональд Рейган! Обращается к вам популярный в Советском Союзе киноартист Савелий Крамаров. Я не переоцениваю свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам её подставят и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот (даже будучи чекисткой) и скажет: «А как же?! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл!..»… Старушка, кем бы она ни была, даже министром культуры, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…

В итоге его все-таки выпустили и он покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал его гастроли в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии.

В США он обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Он сыграл роль работника КГБ Бориса. В финале Борис появлялся на экране за лотком с хот-догами. Эта сцена позволила на родине артиста говорить, что актёр в Америке стал торговать сосисками.

Вскоре он снялся в фильме «2010: год вступления в контакт», где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.

Потом были съёмки в фильмах «Вооружён и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Актёр вступил в Гильдию киноактёров США, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в России, его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Гонорары позволили ему приобрести дом в Санта-Монике, на берегу Тихого океана.

В 1992 году актёр вновь приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр». Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году.

Болезнь и смерть

Актёр был готов играть в Америке серьёзные роли и вскоре получил бы такую возможность: его утвердили на роль в одном из фильмов без кинопробы, но у него был обнаружен рак. Он был суеверным человеком и больше всех боялся смерти, причём больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью большое внимание — совершал голодовки и занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием, не употреблял алкоголь.

В январе 1995 года он почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актёр терпел, а потом отправился к врачу. У него обнаружили рак сигмовидной кишки. 2 февраля 1995 года ему была удалена опухоль, также он прошел большой курс химиотерапии. У него случилось осложнение: полостная операция привела к эндокардиту. Последовал тромбоз, затем инсульт, началась борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной.

Скончался 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульта. Похоронен на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» (Hills of Eternity Cemetery) в городке Колма (округ Сан-Матео) близ Сан-Франциско. 12 октября 1997 года на могиле был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.

Личная жизнь

Фактически Савелий Крамаров был женат трижды.

Первой женой была однокурсница Людмила из ГИТИСа, брак распался.

Потом встречался с Марией Шатинской, архитектором. С ней Крамаров прожил тринадцать лет. Их дочь умерла во младенчестве. Впоследствии, вспоминая Машу, он говорил, что она святая женщина и что он очень перед ней виноват.

В 1986 году женился во второй раз, жена Марина Зборовская родила дочь, названную в честь матери Крамарова — Батия (Batia Beverly «Basika» Kramarov, в замужестве Хеллер, род. 1988), по домашнему — Бася (Basika Kramarov). Через год после её рождения Марина уехала с дочерью в Лас-Вегас. Дочь одно время была занята в модельном бизнесе (как Басика Крамаров), впоследствии стала бухгалтером.

Последней женой стала Наталья Сирадзе, на 21 год моложе его, они поженились в октябре 1994 года, с ней Крамаров прожил полгода до смерти.

Актёрская манера

Крамаров был ярким самобытным актером-комиком конца 1960-х — начала 1970-х годов. Выигрышная внешность (косоглазие, приятная улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли ему создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Его герои всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Он был ярким представителем советской сатиры. Любой, в том числе неюмористический текст актер умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.

Главной его киноролью по праву можно считать роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из фильма Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971). Он показывал человека не злонамеренного от природы, не до конца испорченного, но ставшего преступником в силу собственной неразвитости, несамостоятельности. Для Феди ещё не всё потеряно: видно, как детсадовский воспитатель, воплощаемым актером Евгением Леоновым, помогал Феде делать существенные шаги к исправлению. В этом фильме он вписался в ансамбль мастеров комедии — Евгения Леонова, Георгия Вицина. Фильм имел большой успех, многие фразы из него, в том числе фразы Феди, стали крылатыми.

Он участвовал в обеих экранизациях романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», сыграв у Леонида Гайдая одноглазого председателя васюкинского шахматного клуба, а у Марка Захарова — «слесаря-интеллигента» Полесова.

Фильмография

#  — Ребята с нашего двора — хулиган Васька Ржавый
#  — Им было девятнадцать — солдат Петькин
#  — Прощайте, голуби — хулиган Васька Коноплянистый
# — Друг мой, Колька! — хулиган Пименов
#  — Приключения Кроша — Ивашкин
#  — Без страха и упрёка — Светик Савёлов (Сова)
#  — Бей, барабан! — «Мусью»
#  — На семи ветрах — солдат патруля / раненый боец в госпитале
# — Ход конём — Колька Лопатин
#  — Первый троллейбус — тунеядец, Колин сосед
#  — Суд идёт! — Трофим
#  — Сказка о потерянном времени — Вася-дедушка
#  — Бывает и так (новелла «Скелет Аполлона») — Весёлкин
# — Город мастеров — Клик-Кляк (озвучивает Георгий Штиль)
# — Дорога к морю — начальник мореходки
# — На завтрашней улице — Матвейчук
# — Тридцать три — поэт Родион Хомутов
# — Чрезвычайное поручение — анархист
#  — Баллада о Чердачнике
# 1966 — Знакомство — Санька
# 1966 — Красное, синее и зелёное — регистратор ЗАГСа
# 1966 — Неуловимые мстители — Илюха Верехов (Илюха «Косой» в фильме)
# 1966 — Товарищ песня (новелла «Песня на рассвете») — радист
# 1966 — Чёрт с портфелем — Петя Лихов
#  — Звёзды и солдаты — Савва, белоказак
#  — Улыбнись соседу — артист
# 1968 — Гроза над Белой — разведчик
# 1968 — Золотые часы — Ткаченко
# 1968 — Новые приключения неуловимых — конвоир
# 1968 — Трембита — Петро
#  — Похищение — Паша Ветченко
#  — Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя — болтливый водитель «ГАЗика»
# 1970 — Тайна железной двери — гитарист Зайцев
# 1970 — Светофор — пешеход-нарушитель с авоськой
#  — 12 стульев — одноглазый шахматист
# 1971 — Джентльмены удачи — Косой (Фёдор Петрович Ермаков)
# 1971 — Звёзды не гаснут — солдат Андреев
# 1971 — Терем-теремок (фильм-спектакль) — Кравцов
# 1971 — Держись за облака (Венгрия, СССР) — слуга с зонтиком
#  — Большая перемена — Пётр Тимохин
#  — Золотые рога — Сундук, злой разбойник
#  — Эта весёлая планета — изобретатель Прохор-«Вечный двигатель»
# 1973 — Иван Васильевич меняет профессию — дьяк Посольского Приказа Феофан
# 1973 — Новые приключения Дони и Микки — хулиган Кеша (озвучивает Вячеслав Невинный)
#  — Большой аттракцион — Сеня, помощник Бубенцова
# 1974 — Звезда экрана — шофёр Гриша / эсэсовец в массовке
# 1974 — Бенефис Веры Васильевой (фильм-спектакль) — камео
# 1974 — Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спекакль) — главная роль
#  — Афоня — Егоза
# 1975 — Ау-у! (новелла «Что наша жизнь?! или Что наша жизнь?!») — Вася, герцог Луазье
# 1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Сергей, друг Владимира
# 1975 — Соло для слона с оркестром — униформист Лопухов
# 1975 — Бенефис Ларисы Голубкиной — камео
#  — 12 стульев — слесарь-интеллигент Виктор Михайлович Полесов
# — Мама — Волчонок
#  — Мимино — подсудимый с «хорошими глазами»
# — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — Савелий Крамаров (камео)
#  — Живите в радости — Леонтий Маркелович Федырин, «Бацилла»
# — Новые приключения капитана Врунгеля — агент Свирепый Гарри
#  — По улицам комод водили / новелла «Экзамен» — профессор
# — Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson — Борис, человек из КГБ
#  — 2010 космическая одиссея / 2010: The Odyssey Continues — доктор Владимир Руденко, советский космонавт
# — Оступившийся парень / The Fall Guy (серия «Olympic Quest») — водитель такси
# — Вооружён и опасен / Armed and Dangerous — работник охранной фирмы
#  — Двойной агент / Double Agent — Юрий
# — Домашняя война / Morgan Stewart’s Coming Home — Иван Ильич Виндиков, дворецкий Стюарта
#  — Красная жара / Red Heat — Григорий Мазурский, связной
#  — Танго и Кэш — владелец машины
#  — Настя — вор Косой (камео персонажа из «Джентльменов удачи»)
# — Русский бизнес — дядя Вася
#  — Любовная история — русский матрос-телефонист

Память

В 2004 году в США и России вышел документальный фильм «Савелий Крамаров. Джентльмен удачи», посвящённый жизни и творчеству Крамарова. Автор сценария и продюсер — российский и американский тележурналист Михаил Файнштейн. В картине принимали участие коллеги и близкие друзья актёра: Наталья Сирадзе, Марк Розовский, Татьяна Сорокко, Серж Сорокко, Илья Баскин, Пол Мазурски, Александр Левенбук, Виктория Токарева, Наталья Фатеева, Константин Райкин, Олег Видов, Дэвид Гамбург и другие. Картина была выдвинута на соискание премии российской телеакадемии «ТЭФИ».

Яндекс Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Граммио - все нотки жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: