Contents
Алекса́ндр Серге́евич Демья́ненко (30 мая 1937, Свердловск, СССР — 22 августа 1999, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский актёр театра, кино и телевидения, мастер дубляжа. Народный артист РСФСР (1991).
Биография
Родился 30 мая 1937 года в Свердловске.
Юность и поступление в ГИТИС
В 1954 году, по окончании свердловской школы № 37 с углублённым изучением немецкого языка, попытался поступить в МХАТ (приёмная комиссия приезжала в Свердловск), но из-за волнения не смог.
Тогда он успешно поступил в Свердловский юридический институт, но проучился там всего полгода, поняв, что данная профессия ему не подходит. Через год вместе с друзьями отправился в Москву, где поступил в ГИТИС.
Родители получили от сына телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе». ГИТИС он окончил в 1959 году.
Студентом он был не самым лучшим. Учился он хорошо, но пропускал много занятий. Ему всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех.
Уже на 2-м курсе ГИТИСа (мастерская Григория Конского) режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили его на роль Мити в фильм «Ветер» — оптимистическую драму, завершившую «комсомольскую» трилогию, начатую фильмами «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Эта его работа как начинающего актёра привлекла внимание как зрителей, так и кинематографистов. Был рождён новый тип героя — скромный интеллигентный юноша, совершающий подвиг.
В 1959 году он был приглашён в Московский академический театр имени Владимира Маяковского, где он проработал 3 года, но актёра всё больше затягивало кино. Вскоре он покинул Москву и театр имени Маяковского и обосновался в Ленинграде, где жил и работал на киностудии «Ленфильм» до своей смерти.
Семья
Отец — Сергей Петрович Демьяненко (20.03.1912; Екатеринбург-2000; Екатеринбург) — окончил ГИТИС, актёр, режиссёр оперного класса Свердловской консерватории, преподавал актёрское мастерство и занимался организацией городских массовых праздников; после рождения сына ушёл из семьи и женился на поклоннице, которая родила ему сына и дочь, а через 2 года вернулся к жене, которая после этого родила двух дочерей. В Екатеринбурге проживал по адресу ул. Просторная, д. 146, кв. 108.
* Мать — Галина Васильевна Демьяненко (Белькова) (1914 -?) — работала бухгалтером.
* Единокровный брат (по отцу) — Владимир Сергеевич Демьяненко (род. 1941) — пианист, музыкальный работник, народный артист РСФСР, возглавлял Свердловскую филармонию.
* Сёстры — Надежда, Наталья, Татьяна.
Личная жизнь
Первая жена — Марина Даниловна Склярова (01.04.1938 — 18.12.2017)
// Кино-театр.ру. Училась с ним в драмкружке, театровед, сценаристка, сотрудничала с Ленинградским телевидением, публиковалась в периодических изданиях, В 1990-е годы работала как составитель и переводчик над публикациями трудов и личных архивов богословов и иерархов Русской Православной Церкви, вышедших в четырёх томах под названием «Сосуд избранный», печаталась в православной периодике, написала несколько сборников сказок и стихов, получила награды Русской Православной Церкви, в 2004 году издала сборник своих стихов «Страсти по Петербургу». Сделала несколько абортов.
* Вторая жена — Людмила Акимовна Демьяненко (05.01.1940 — 20.06.2005)
. Познакомилась с Александром, будучи ассистентом режиссёра дубляжа на киностудии «Ленфильм», где Демьяненко работал на дубляже. Впоследствии была режиссёром дубляжа на «Ленфильме», в 1994-2005 годах — в компании «Нева-1» (с 2002 года — «Невафильм»).
* Падчерица — актриса Анжелика Неволина (род. 1962).
* Зять — актёр Алексей Зубарев (род. 30 марта 1954)
// Кино-театр.ру.
В Ленинграде/Санкт-Петербурге жил на Бронницкой улице, в доме № 33; на улице Тамбасова, в доме № 30, корп. 2; на улице Маяковского, в доме № 15.
Переезд в Ленинград
С 1962 года он покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград. Во-первых, он уже начал участвовать в съёмках на «Ленфильме», а во-вторых, в Москве ему было негде жить, а в Ленинграде давали квартиру. К тому же актёру просто не нравилась Москва. Приехав в Ленинград ещё в 1961 году, он остался здесь до конца жизни. Его много раз звали в московские театры, но он уже не хотел возвращаться в Москву.
Роли в кино
В кино актёр дебютировал ролью, которая привлекла к нему внимание и зрителей, и режиссёров — в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», вышедшей на экраны в 1958 году. У этих же режиссёров актёр снялся в фильме «Мир входящему» (1961), благодаря которой его узнали за рубежом — лента была отмечена несколькими премиями на кинофестивале в Венеции.
На «Ленфильме» он снялся в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс» (1962), где сыграл молодого журналиста центральной газеты Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева «Государственный преступник» — следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, расследующего дело военного преступника. Так, роль за ролью, актёр завоевывал популярность среди зрителей.
На Свердловской киностудии он снялся в фильме «Угрюм-река» в роли приказчика Ильи Сохатых.
Комедии Леонида Гайдая
В середине 1960-х Леонид Гайдай приступил к съёмкам комедии. Сценарий назывался «Несерьёзные истории», а главным героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие. В итоге подошёл работавший в Ленинграде Демьяненко. Он был жгучим брюнетом, а в фильме его решили сделать блондином. Сам актёр, в 1998 году в беседе с Веркой Сердючкой в передаче «СВ-шоу», по этому поводу отметил следующее: Надо сказать, что это было довольно неприятно. В то время, тогда, не было же тех замечательных красителей, как сейчас. Поэтому меня красили бланкитом. Вы знаете, это что-то похожее на смесь извёстки с чем-то. Это жуткая процедура. Я был в то время брюнетом, таким жгучим. Мои волосы (мне всю голову намазали) сожгли этим бланкитом, и, к чёртовой матери, всю кожу на моей бедной голове. Так что, это впечатление осталось. А вдова актёра Людмила Акимовна позднее вспоминала: Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел.
Роль Шурика принесла актёру успех. Гайдай через 2 года снял продолжение приключений полюбившегося зрителям героя — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А в 1973 году вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию».
Роли на телевидении
Режиссёры вскоре перестали предлагать актёру интересные роли. От этого его спасло телевидение, где он выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли, среди которых «Кумир» Дюрренматта, «Чародейная ночь» Славомира Мрожека, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Жоржа Сименона. Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссёров, которых интересовал незаурядный драматический талант актёра, — в «Угрюм-реке» и в «Учителе пения» Наума Бирмана. Кроме того, актёр много работал в театре, снимался на телевидении, озвучивал мультфильмы.
В 1968 году на ленинградском телевидении он попробовал себя в качестве кинорежиссёра, поставив короткометражный фильм «Святая ложь».
В середине 1990-х годов снимался в первом российском ситкоме «Клубничка».
Озвучивание
Он был одним из ведущих актёров дубляжа — его голосом говорил Донатас Банионис, а также зарубежные актёры Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро, Стив Бушеми, Джон Войт, Арнольд Шварценеггер, Орландо Блум, Тони Кёртис и многие другие.
Роли в театре
В театре он больше выступал в антрепризах. С 1984 года до последних дней был артистом петербургского Театра комедии имени Н. П. Акимова, где сыграл несколько ярких ролей. Последние работы на сцене — спектакль «Дон Педро» (реж.: Т. Казакова) играл на сцене театра совместно с Михаилом Светиным, также работал в «Приюте комедианта» и Московском академическом театре им. Вл. Маяковского.
В середине 1990-х у Театра комедии имени Н. П. Акимова сменился главный режиссёр — пришла Татьяна Казакова, у которой были свои планы, и актёр в них почему-то не входил. Тогда он перешёл в петербургский театр «Приют комедианта», где сразу сыграл в двух спектаклях, ставших событием в театральной жизни Санкт-Петербурга. Последние годы актёр с успехом продолжал играть на сцене этого театра.
В 1991 году был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Смерть
Летом 1999 года стояла сильная жара. Актёр по настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую было уже нельзя. Операцию назначили на 1 сентября 1999 года, когда все врачи планировали вернуться из отпусков и жара должна была прекратиться, но он не дожил до неё 10 дней.
Скончался на 63-м году жизни 22 августа 1999 года в Санкт-Петербурге в больнице.
Диагноз — отёк лёгких, вызванный коронарной болезнью сердца.
26 августа 1999 года на похороны актёра пришли сотни людей. Его отец, Сергей Петрович, по состоянию здоровья и в силу преклонного возраста не смог приехать на похороны сына.
Похоронен на Серафимовском кладбище (13 участок) в Санкт-Петербурге.
Награды
Заслуженный артист РСФСР (26 ноября 1965 года) — за заслуги в области советского киноискусства
* Народный артист РСФСР (1991)
Память
Решением Курганской городской Думы от 26 мая 2016 года одной из новых улиц микрорайона Левашово присвоено имя актёра.
* Памятники Шурику и Лиде установлены на центральной аллее Краснодара и возле Рязанского государственного университета.