Даль Олег Иванович — биография и сведения, описание достижений

Оле́г Ива́нович Даль (25 мая 1941, Люблино, Московская область, РСФСР, СССР — 3 марта 1981, Киев, Украинская ССР, СССР) — советский актёр театра и кино. Автор стихотворений и театральных постановок. Народный артист УССР (1978).

Биография

Семья и молодые годы

Олег Даль родился в городе Люблино (ныне район Москвы), в доме № 63 по ул. Московской, ныне — Люблинской (позднее дом 63 стал домом 111 стр.1; часть дома, в которой, в двухкомнатной квартире № 110 на третьем этаже, актёр появился на свет, снесена в 2011 году). Отец — Иван Зиновьевич Жерко (1904-1967) — был уроженцем Воронежской губернии. В Москву приехал в 20-е годы, окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и затем тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе. Мать — Прасковья (Павла) Петровна (1906-1993), — учительница. В семье Далей была также дочь — Ираида Ивановна (в замужестве — Крылова) (1933), племянница — Татьяна Антонюк.

Всю жизнь Иван Зиновьевич любил музыку, сам научился играть на мандолине, хорошо пел, в молодости занимался в театральной студии и писал статьи в газету «Гудок». Подписывался под статьями фамилией Даль. Когда в стране началась всеобщая паспортизация, Иван Зиновьевич воспользовался моментом, чтобы узаконить литературный псевдоним — вписал его в паспорт. Так он сделался Далем, а его брат — Дальским.

Детство Даля прошло в городе Люблине, во дворе дома № 63 по Московской улице. Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем. Со школьных же лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой. Во время учёбы в школе занимался в театральной студии Центрального дома детей железнодорожников.

В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.

На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища (руководитель Николай Анненков). На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин.

В 1961 году Олег Даль был привлечён в качестве ведущего первых игр КВН. Был приглашён на эту должность режиссёром КВН — Беллой Сергеевой.

Даль был трижды женат, но детей ни в одном браке не родилось. В 1963 году женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, однако брак вскоре распался. Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова, этот брак тоже через полгода распался. В третий раз женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (19 августа 1937-21 мая 2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума.

Первые роли

Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войне и мире» (но пробы Даль не прошёл — вместо него на эту роль режиссёр взял тогда уже очень известного и популярного актёра О. Табакова), а Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году). Также одна из первых ролей — Сеня в фильме «Первый троллейбус» (1963).

Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти.

В 1967 году Олег Даль снимался в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном» (тем не менее, фильм часто показывали на периферии, и он пользовался большой популярностью в народе). Однако, тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала теперь уже вся страна, включая обе столицы. Его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.

Даль создал широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»), Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Учёный и его Тень («Тень»). В 1969 году актёр снялся в роли Шута в фильме «Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев), на съёмках которого он познакомился со своей будущей женой. Роль Шута стала «знаковой» в творчестве Даля, эту роль высоко отметили не только советские, но и зарубежные (в частности, британские) кинокритики, а также исследователи творчества Шекспира.

Театр и кино

Олег Даль был прежде всего театральным актёром (хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино). В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана. В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких работ актёра в «Современнике». Образ вора Васьки в трактовке Волчек был устремлённым к счастью и красоте человеком. Спустя годы об этой роли восторженно отзывались коллеги Даля по цеху, работавшие вместе с ним в театре и на телевидении — Михаил Козаков и Константин Райкин. В дальнейшем Олег Иванович с успехом играл в спектаклях «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Из записок Лопатина» К. Симонова, «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян и Г. Волчек. Одной из самых популярных театральных работ Даля в те годы стала роль Мужчины, в спектакле «Вкус черешни». Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969), в котором Даль сыграл одну из главных ролей, стал и его первым режиссёрским опытом.

В 1971 году на экраны вышел фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Тень», где Олег Даль сыграл две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан-Теодор, воплощённый на экране Далем, — добрый, милый неудачник в потёртом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но приключение внезапно оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с повадками диких животных.

У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971-1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. 1973-1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“». В 1975 году Даль покинул «Современник» и поступил на режиссёрские курсы ВГИКа (мастерская И. Хейфица), но не закончил их.

В 1975 году Анатолий Эфрос предоставил Далю возможность осуществить его давнюю мечту, предложив роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного героя повести. В 1977 году он снялся у Анатолия Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда» в роли Сергея. Эта кинокартина (наряду с телефильмом «Отпуск в сентябре», который снимался в 1978 году и был полностью готов к началу 1979 года), стала одной из самых значительных работ Олега Ивановича в кино. Последней совместной работой Даля и Эфроса стал телеспектакль «Острова в океане» (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жёсткий, а за этой жёсткостью — чрезвычайная тонкость и хрупкость», — говорил об актёре А. В. Эфрос.

Встреча с Эфросом вновь вернула Олега Даля к работе в театре. В 1977 году он пришёл в Театр на Малой Бронной, где служил до 1978 года и сыграл несколько ролей, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева). Как вспоминал А. В. Эфрос про актёра в этой роли, «в серьёзной сцене он вскакивал, сняв ботинок, и гонялся за бабочкой — ловил, хлопал, убивал, и остановить его было невозможно».

Последние годы

Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ (наряду с телефильмом «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы») в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали «упаднической» и не выпустили в прокат, положив «на полку». Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года. Тогда же, на Всесоюзном телефестивале-1987, Олег Даль получил «приз за лучшее исполнение роли» (посмертно). В марте 1979 года Олег Даль принимал участие в съёмках документального телефильма «На стихи Пушкина», в нём актёр читал стихотворения великого русского поэта, а также исполнил два романса на его стихи.

11 ноября 1980 года Даль вошёл в труппу Малого театра, где он один раз (31 декабря 1980) вышел на сцену в роли Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980).

В конце 1970-х годов, после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега от приглашений известных режиссёров, он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение десяти лет был «невыездным», и ему не разрешали покидать пределы СССР. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Даль пережил очень тяжело. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения. Известно также, что незадолго до смерти Владимира Высоцкого, в 1980 году, Олег Даль, поддерживавший с ним долгие годы дружеские отношения, был у него в гостях и читал ему свои новые стихи.

В 1980-1981 годах — педагог ВГИКа.

Актёр злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он «на износ» и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе, и которые он считал халтурными и далёкими от подлинного искусства.

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года, на сороковом году жизни, в номере гостиницы «Студийная» в Киеве (ныне гостиница «Ника», по улице Довженко, 16), во время творческой командировки. Ему предстояли кинопробы на главную роль в картине «Яблоко на ладони» режиссёра Николая Рашеева. По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой. Вдова актёра, отрицая эту информацию, утверждала, что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца». Похоронен 7 марта на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 12).

Творчество

Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона — от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.

Даль был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм «Экипаж», роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков (фильм «Безымянная звезда», роль Марина Мирою). Ещё ему неоднократно предлагали роли различных партийных руководителей или общественников, в фильмах на «соцреалистическую» тематику, но он относился к таким предложениям крайне негативно и никогда не соглашался на подобную «халтуру». Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.

Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной.

В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова, и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).

По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра.
Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.

В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.

…Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.

Эдвард Радзинский так отзывался о нём:
Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…

Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:
Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен.

Театральные работы

Московский театр «Современник»
*  — «Голый король» Е. Л. Шварца — Генрих
* 1963 — «Старшая сестра» А. М. Володина — Кирилл
* 1963 — «Белоснежка и семь гномов» О. П. Табакова и . Е. Устинова — Гном Четверг
* 1963 — «Вечно живые» В. С. Розова — студент Миша
*  — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — маркиз Брисайль
*  — «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова — Игорь
*  — «Обыкновенная история» В. С. Розова по роману И. А. Гончарова — Поспелов
*  — «Декабристы» Л. Г. Зорина — эпизод
*  — «На дне» М. Горького. Режиссёр — Галина Волчек — Васька Пепел
*  — «Вкус черешни» А. Осецкой — Мужчина
*  — «Балалайкин и К°» М. Е. Салтыкова-Щедрина, пьеса С. В. Михалкова — адвокат Балалайкин. Постановка Г. А. Товстоногова
*  — «Валентин и Валентина» М. М. Рощина — Гусев
* 1974 — «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова — Камаев
* 1974 — «Из записок Лопатина» К. М. Симонова — Гурский
* 1974 — «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек и М. С. Микаэлян — Магиаш. Постановка Галины Волчек и Олега Даля (1969)
*  — «Вечно живые» В. С. Розова — Борис Фёдорович Бороздин
* 1975 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Сэр Эндрю Эгьючик. Постановка П. Джеймса (Англия)

Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола
*  — «Выбор» А. Н. Арбузова — Двойников. Режиссёры Олег Даль и Р. А. Сирота

Московский драматический театр на Малой Бронной
*  — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Алексей Николаевич Беляев. Постановка А. В. Эфроса
* 1977 — «Веранда в лесу» И. Дворецкого — Челознов. Постановка А. В. Эфроса

Московский Малый театр
*  — «Берег» Ю. В. Бондарева — Алекс

Фильмография

 — Мой младший брат — Алик Крамер
*  — Человек, который сомневается — Борис Иванович Дуленко
* 1963 — Первый троллейбус — Сеня
*  — От семи до двенадцати — Шурик («Чёрный котенок»)
*  — Строится мост — Юлиан
*  — Женя, Женечка и «катюша» — Женя Колышкин
* 1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — Евгений Александрович Соболевский
*  — Солдат и царица (короткометражный) — солдат
* 1968 — Старая, старая сказка — Солдат / Кукольник
*  — Король Лир — шут
*  — Тень — Учёный и его Тень
*  — Земля Санникова — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
* 1973 — Плохой хороший человек — Иван Андреевич Лаевский
* 1973 — Пожар во флигеле — скульптор
*  — Звезда пленительного счастья — начальник караула (озвучивает С. Ю. Юрский)
* 1975 — Не может быть! — Анатоль Барыгин-Амурский, муж Татьяны
* 1975 — Горожане — пассажир, подвыпивший полярник, водитель вездехода
* 1975 — Вариант «Омега» — Сергей Николаевич Скорин, старший лейтенант госбезопасности, он же капитан Пауль Кригер
*  — Обыкновенная Арктика — Антон Семёнович, новый начальник
* 1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Иванушка-дурачок
*  — Золотая мина — Николай Косов, он же Борис Брунов
* 1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео, участник вокально-инструментального ансамбля
* 1977 — В четверг и больше никогда — Сергей Андреевич
*  — Личное счастье — Александр Никонович Канавин, актёр
* 1978 — Расписание на послезавтра — Андрей Андреевич, директор школы
*  — Отпуск в сентябре — Зилов, инженер
* 1979 — Приключения принца Флоризеля (ТВ) — принц Флоризель
*  — Мы смерти смотрели в лицо — Борис Владимирович Корбут, красноармеец
* 1980 — Незваный друг — Виктор Свиридов, инженер-проектировщик

Киноальманахи

1973 — Чацкий — это я! — Александр Андреевич Чацкий

Учебные фильмы

1976 — Сказки Андерсена (учебный)
* 1978 — Сказки Салтыкова-Щедрина (учебный)
* 1980 — Поэзия Лермонтова (учебный)

Телеспектакли

 — Ждите моего звонка — Гремин, поручик
* 1969 — Удар рога — Хосе Альба
*  — Два Веронца — Валентино
*  — Ночь ошибок — Чарли Марлоу
* 1974 — Домби и сын — Каркер
*  — Страницы журнала Печорина — Григорий Александрович Печорин
* 1975 — Военные сороковые — исполнение песни «Эх, дороги»
*  — Трубка коммунара — чтение произведений И. Г. Эренбурга
*  — Острова в океане — посыльный

Прочее

1979 — На стихи Пушкина — чтение стихотворений и исполнение песен

Озвучивание

 — Деловые люди — Акула Додсон (роль В. В. Паулуса)
*  — Дорога на Рюбецаль — Бельчик (роль В. Г. Смирнитского)
*  — Дверь без замка — стройотрядовец (роль А. Минина)
*  — Альтернатива (документальный фильм Б. Загряжского об искусственном разуме) — голос ведущего за кадром
*  — Короли и капуста — Пол
* 1978 — Расмус-бродяга — Оскар «Перекати-поле» (роль А. Л. Филозова)
* 1978 — Как тоску одолели (мультфильм) — Весёлый мастер
*  — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — профессор Мориарти (роль Виктора Евграфова)

Документальные фильмы об Олеге Дале

1991 Кинопортрет. Олег Даль.
* 1995 Чтобы помнили… Олег Даль (Фильм 11)
* 2004 Больше, чем любовь. Олег и Лиза
* 2004 Мой серебряный шар. Олег Даль
* 2005 Кино которое было. ПИКе Даля
* 2005 Инородный артист. Олег Даль
* 2005 Пёстрая лента. Плохой хороший человек
* 2006 Как уходили кумиры. Олег Даль
* 2006 Последние 24 часа. Олег Даль
* 2008 Тайные знаки. Олег Даль. Не собираюсь жить
* 2010 «Кумиры» с Валентиной Пимановой. Татьяна Лаврова. Не долюбила, не дожила…
* 2011 Острова. Олег Даль
* 2011 Олег Даль. Между прошлым и будущим

Яндекс Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Граммио - все нотки жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: