Серебренников Кирилл Семёнович — биография и сведения, описание достижений

Кири́лл Семёнович Сере́бренников (род. 7 сентября 1969, Ростов-на-Дону) — российский теле-, кино- и театральный режиссёр, телеведущий. С 2012 года — художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр».

С 1990 года — на профессиональной театральной сцене, с 1998 года занимается кинематографом. Среди его работ — шесть художественных фильмов, один документальный и четыре сериала. Серебренников известен в кругах деятелей культуры России и за рубежом как «знаковая фигура российского театра», вместе с тем его творчество экспертами расценивается как элитарное, вследствие чего Серебренников не пользуется репутацией режиссёра, широко известного массовому зрителю. Серебренникову присущи либеральные политические взгляды, он выступает с критикой российской власти, его воззрения характеризуются аналитиками как радикальные.

В 2017 году Серебренникову было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, он был помещён под домашний арест. Уголовное преследование Серебренникова вызвало общественный резонанс в России и за рубежом. Сторонники режиссёра посчитали уголовное дело против него политически мотивированным. Ряд деятелей культуры заявил об отсутствии политической подоплёки в деле. 8 апреля 2019 года Мосгорсуд отменил домашний арест режиссёра Кирилла Серебренникова. Меру поменяли на подписку о невыезде.

Лауреат многочисленных премий и наград, в том числе «ТЭФИ», «Кинотавр», «Золотая маска», «Ника». Командор французского Ордена искусств и литературы.

Биография и карьера

Кирилл Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону, среднюю школу окончил с золотой медалью. Отец Семён Михайлович Серебренников (род. 1933) — врач-уролог, из еврейской семьи, все его родственники живут в Израиле, доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института, соавтор пособия «Хирургическое лечение эректильной импотенции» (Ростов н/Д, ГинГо, 1994); мать Ирина Александровна Литвин (умерла 17 февраля 2018 года) — украинка, учительница русского языка и литературы. Дед Александр Иванович Литвин (1907, Полтава — ?) — режиссёр документальных и научно-популярных фильмов на киностудии «Молдова-фильм» (1953-1972), председатель Республиканского Общества кинолюбителей МССР, заслуженный работник культуры Молдавской ССР (1969).

Ещё будучи школьником, поставил свой первый спектакль. В 1992 году с красным дипломом окончил физический факультет Ростовского государственного университета. Занимался режиссурой ещё в студенческие годы: сначала в любительской студии «69», с 1990 года — на профессиональной сцене.

За семь лет поставил десять спектаклей во всех театрах Ростова-на-Дону: театре «Ангажемент», Академическом театре драмы имени М. Горького, Академическом театре юного зрителя. Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на Всероссийских Фестивалях.

С 1991 года также стал активно работать на телевидении: сначала в телекомпании «Южный регион», потом в ГТРК «Дон-ТР». За те же семь лет снял 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два — о музыке, третий — о кино, около 100 рекламных роликов.

С 1998 года также занимается кинематографом. Среди его работ — 6 художественных фильмов, 1 документальный и 4 сериала.

Со слов актрисы Аллы Демидовой, в 2000 году был приглашён по её просьбе в Москву для постановки и съёмки на канале «Культура» композиции по рассказам Ивана Бунина «Тёмные аллеи».

В 2006-2007 годах вёл программу «Другое кино» на канале ТВ-3.

Входит в число учредителей и арт-директоров фестиваля современного искусства Территория 2006 года.

С 3 октября по 19 декабря 2007 года вёл ток-шоу «Детали» на канале СТС.

В 2008 году набрал экспериментальный актёрско-режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ. Из этого курса к выпускному 2012 году была сформирована «Седьмая студия», позже ставшая одним из резидентов «Гоголь-центра».

В 2011-2014 годах был художественным руководителем проекта «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод».

В августе 2012 года Кирилл Серебренников без объявления открытого конкурса на замещение вакантных должностей назначен департаментом культуры г. Москвы новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. Вскоре после своего назначения Серебренников заявил о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий. «Гоголь-центр» был открыт 2 февраля 2013 года.

В 2013 году стало известно о намерении Серебренникова снять фильм «Чайковский», одним из авторов сценария которого он является. Министерство культуры РФ выделило на поддержку этого проекта 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, однако Фонд Кино отказал в дальнейшем финансировании съёмок картины. Серебренников сообщил о своём намерении искать средства на проект за рубежом.

30 октября 2014 года выступил режиссёром-постановщиком празднования 25-летия медиахолдинга «СТС Медиа» в Большом концертном зале «Академический» Российской академии наук.

В июле 2017 года в Санкт-Петербурге приступил к съёмкам фильма «Лето» о Викторе Цое. Главное внимание будет уделено малоизвестным фактам из жизни певца и композитора конца 1970-х-начала 1980-х годов. В кинокартине звучит музыка группы «Кино» и других российских рок-групп. Невзирая на затруднения, фильм вышел 7 июня 2018 года.

Несмотря на относительный успех Серебренникова, некоторые издания весьма критически относятся к его творчеству. Зрители, в том числе, например, ведущий на телеканале «Культура», декан факультета телевидения МГУ Виталий Третьяков, сравнивают спектакли Серебренникова с постановкой гоголевской «Женитьбы» в сатирическом романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», — всё это было на театральной сцене 80 лет назад.

Дело о хищениях в «Седьмой студии»

23 мая 2017 года правоохранительные органы провели обыски в квартире Серебренникова и в театре «Гоголь-центр» в рамках дела о хищении. Было возбуждено дело по статье «Хищение в особо крупном размере», назывался ущерб на сумму более 200 млн рублей. Сначала Серебренников проходил по делу свидетелем. Следственный комитет России в рамках расследования уголовного дела забрал у Серебренникова загранпаспорт «для проведения экспертизы». Таким образом, режиссёр лишился возможности выезжать за пределы России для работы над зарубежными проектами.

22 августа 2017 года Серебренников был задержан Следственным комитетом в Санкт-Петербурге (где вёл съёмки фильма о Викторе Цое) и этапирован в Москву по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса России). Режиссёра подозревают в хищении не менее 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа». По версии Следственного комитета, при участии Серебренникова заведомо завышалось количество и стоимость мероприятий, проводимых в ходе проекта «Платформа», заключались фиктивные договоры на проведение вымышленных мероприятий, а деньги похищались. Схема предполагала, что под видом оплаты фиктивных договоров средства федерального бюджета, поступающие от Министерства культуры России, выводились на расчётные счета фирм-«однодневок», обналичивались и распределялись Серебренниковым между сообщниками.

Сам Серебренников назвал обвинения в свой адрес «абсурдными и шизофреническими», и заявил, что все деньги, выделенные государством, были потрачены по назначению. При этом себя он назвал творческим человеком, который мало что смыслит в коммерческой деятельности.

23 августа Басманный районный суд города Москвы поместил Серебренникова под домашний арест сроком до 19 октября 2017 года. Ранее были арестованы директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, главный бухгалтер Нина Масляева и бывший гендиректор компании Юрий Итин. Масляева признала свою вину и дала показания против других фигурантов дела. В частности, она заявила, что Серебренников, Малобродский и Итин создали «Седьмую студию» с целью обналичить полученные от государства средства. На суде, состоявшемся в июне, Итина, Малобродского и Масляеву обвинили в хищении 2,3 миллиона рублей, предназначавшихся на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь». Сторона обвинения заявила, что этот спектакль так и не был поставлен. На самом деле премьера спектакля состоялась в ноябре 2012 года. Он пользовался большим успехом и идёт до сих пор.

17 октября 2017 года суд продлил домашний арест Серебренникову и арест других фигурантов дела до 19 января 2018 года.

25 октября 2017 года в связи с делом Серебренникова задержана Софья Апфельбаум, ранее работавшая директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ.

Как отметила газета The Guardian, дело против Серебренникова «многие в мире искусства считают частью кампании преследования диссидентских голосов». «Росбалт» проанализировал высказывания пользователей соцсетей и пришёл к выводу, что в интересе правоохранительных органов к Серебренникову многие пользователи Рунета увидели политический подтекст. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в свою очередь, опроверг связь дела против Серебренникова с политикой и отверг предположения о том, что в этом есть рука Кремля. Об отсутствии политической подоплёки в деле заявил также министр культуры России Владимир Мединский. По делу Серебренникова также высказались Владимир Путин («государственные деньги должны тратиться по закону, а есть опасения, что таковой нарушался») и Сергей Лавров. Владимир Жириновский обратился к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой заменить Серебренникову меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде.

В поддержку Серебренникова выступили многие деятели культуры, в том числе Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов, Сергей Юрский, Алексей Герман, Андрей Могучий. 24 мая в Кремле во время награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» Евгений Миронов передал президенту Владимиру Путину письмо в поддержку Серебренникова. Писатель Борис Акунин высказал мнение, что арест Серебренникова не мог состояться без одобрения Путина. Немецкий театральный режиссёр Томас Остермайер опубликовал на сайте Change.org петицию с требованием к российским властям прекратить уголовное преследование Серебренникова. Остермайер высказал мнение, что арест режиссёра послал на Запад сигнал о том, что российская власть боится критики, а «нетерпимость к критике обычно является признаком слабости». По мнению Остермайера, уголовное преследование Серебренникова является типичным примером того, как в России нейтрализуют неугодных власти артистов — не с помощью цензуры, а обвиняя их в финансовых злоупотреблениях. Петицию подписали Кейт Бланшетт, Нина Хосс, Саймон Макберни, Софи Калле, Эльфрида Елинек и другие деятели культуры.

В то же время появились обращения с критикой режиссёра и призывами не мешать расследованию. В частности, Иосиф Кобзон посоветовал не вмешиваться в работу следственных органов, а Владимир Меньшов сказал, что не видит оснований для особого отношения к Серебренникову. В интервью «Коммерсанту» Андрей Кончаловский заявил, что не разделяет сочувствия некоторых деятелей искусства к Серебренникову.

Характеризуя Серебренникова как знаковую фигуру современного театра и всей российской культуры, ректор Российского института театрального искусства, театральный критик Григорий Заславский отметил, что государство, выделяя деньги на творческие проекты, имеет право проверить их расходование: «Спорить с этим было бы нелепо и глупо. В противном случае не надо брать чужие деньги, существуй на свои».

9 ноября Басманный суд Москвы арестовал квартиру, автомобиль и деньги на банковских счетах.

15 января 2018 года Следственный комитет РФ сообщил о завершении расследования уголовного дела Серебренникова. По словам адвоката обвиняемой по этому же делу Софьи Апфельбаум, сумма нанесённого Серебренниковым и его сообщниками ущерба выросла с 68 млн руб. до 133 млн руб.
.

18 апреля 2018 года Басманный суд Москвы продлил домашний арест Серебренникова до 19 июля.

9 июля 2018 года Мосгорсуд принял решение вернуть дела о сроках ознакомления подследственными с материалами в Басманный суд.

17 октября 2018 года в Мещанском районном суде Москвы начался процесс по рассмотрению уголовного дела о мошенничестве в «Седьмой студии».

7 ноября 2018 года прокурор зачитал обвинение, все обвиняемые отрицали свою вину. На суде Серебренников утверждал, что к прохождению денег не имеет никакого отношения, этим занимались Итин и Малобродский.

8 апреля 2019 года Кирилла Серебренникова и всех фигурантов «Театрального дела» отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде.

Взгляды и общественная позиция

Кирилл Серебренников принимал участие в протестных акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!». После российско-грузинского конфликта 2008 года выразил готовность пройтись по Москве с плакатом «Я — грузин», подчеркнув нежелание «ссориться с народом, с которым связаны пожизненно культурными кодами, симпатиями, кинематографом, театром, всем-всем». Подписывал открытые письма с призывом к освобождению из заключения Светланы Бахминой и участниц группы «Pussy Riot». Высказывался против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ. Выступая в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина, обвинённого в оскорблении чувств верующих постановкой оперы «Тангейзер», Серебренников отметил, что театр — это территория свободы, а религиозные учреждения и их представители должны с уважением относиться к учреждениям светским.

В интервью 2014 года режиссёр назвал Россию «страной неотменённого рабства», где люди не ценят свободу, а между народом и бесконтрольной властью — огромная пропасть. Он рекомендовал тратить бюджетные средства на образование, просвещение и культуру, чтобы остановить катастрофический рост невежества и мракобесия. По мнению Серебренникова, «Россия сейчас ведёт себя как нищий гопник, который от горя сошёл с ума», а сторонники действующей власти — напуганные люди, не желающие ничего знать и решать. В 2015 году охарактеризовал контент российского телевидения как «ложь и пропаганду», и высказал мнение, что страна «живёт в телевизионной реальности и этой реальности слепо верит».

Личная жизнь

Серебренников не женат, детей у него нет, живёт в Москве на Пречистенке. В августе 2017 года Первый канал сообщил, что у Серебренникова есть вид на жительство «в одной из зарубежных стран». Владеет квартирой в Берлине, купленной в 2012 году за 300 тыс. евро. По вероисповеданию буддист.

Награды

Государственные

Орден Искусств и литературы степени командора (Франция, 2 августа 2018 года, указом Франсуаз Ниссен). Знаки отличия вручены 14 октября 2019 года послом Франции в России в посольской резиденции в Москве.

Общественные

1999 — Национальная премия в области телевидения в номинации «режиссура» — «ТЭФИ».
* 2005 — приз международного фестиваля в Карловых Варах.
* 2005 — Международная премия Станиславского (2005).
* 2006 — фильм «Изображая жертву» получил:
** Главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр-2006»,
** Главный приз первого Римского международного кинофестиваля «Festa del Cinema».
* 2008 — фильм «Юрьев день» был отмечен на кинофестивале «Кинотавр-2008» в номинации «Лучшая женская роль» (актриса Ксения Раппопорт).
* 2012 — спектакль «Отморозки» получил российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «лучший спектакль малой формы».
* 2012 — фильм «Измена» номинирован на «Золотого льва» — главный приз Венецианского кинофестиваля.
* 2014 — спектакль «Мёртвые души» — приз за режиссуру «Хрустальная Турандот»
* 2015 — спектакль «Мёртвые души» — участник международного фестиваля Wiener Festwochen
* 2015 — спектакль «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера — участник 69-го Авиньонского фестиваля
* 2016 — фильм «Ученик» — премия Франсуа Шале на 69-м Каннском кинофестивале.
* 2016 — фильм «Ученик» — приз за лучшую режиссуру на 27-м кинофестивале «Кинотавр»
* 2017 — лауреат театральной премии «Европа — новая театральная реальность».
* 2017 — балет «Нуреев» — главный приз Премии Даниила Хармса в области литературы и искусства
* 2018 — опера «Чаадский» — «Золотая маска» за лучшую работу режиссёра в опере
* 2018 — балет «Нуреев» (Большой театр) — приз «Бенуа танца» за лучшую сценографию
* 2018 — фильм «Лето» — специальная премия Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» имени Мирона Черненко за впечатляющий симбиоз театра и кино
* 2019 — лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Драма/Работа режиссёра» за спектакль «Маленькие трагедии» театра «Гоголь-центр» (Москва).
* 2019 — национальная кинематографическая премия «Ника» — победа в номинации «Лучший режиссёр» за фильм «Лето»
* 2019 — победитель премии журнала GQ «Человек года» в номинации «Режиссёр года»
* 2019 — спектакль «Барокко» — приз «Событие сезона» Международной премии Станиславского
* 2019 — опера «Набукко» — награда «Выдающаяся оперная постановка» Театральной премии Гамбурга

Творчество

Режиссёр театра

Ростов-на-Дону

 — «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (театр «Ангажемент»)
*  — «Федра» (театр «Ангажемент»)
*  — «Любоффь!» (театр «Ангажемент»)
*  — «Сад Себастьяна» (Ростовский театр юного зрителя)
* 1995 — «Тарарабумбия» (театр «Ангажемент»)
* 1995 — «Маленькие трагедии» (АТД имени Горького)
* 1995 — «Городок в табакерке» (Ростовский театр юного зрителя)
*  — «Демон» (Ростовский театр юного зрителя)
* 1996 — «Я стою у ресторана» (Ростовский театр юного зрителя)
*  — «Женитьба» (Ростовский театр юного зрителя)

Москва и Санкт-Петербург

;МХТ имени А. П. Чехова
* 2002 — «Терроризм» братьев Пресняковых
*  — «Мещане» Максима Горького
*  — «Изображая жертву» братьев Пресняковых
*  — «Лес» Александра Островского
*  — «Господа Головлёвы» Михаила Салтыкова-Щедрина
*  — «Человек-подушка» Мартина Макдонаха
*  — «Киже» Юрия Тынянова
*  — «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта
*  — Requiem, симфонический перформанс, посвящённый 65-летию окончания Второй мировой войны. Автор либретто Димитрис Яламас.
*  — «Зойкина квартира» Михаила Булгакова
*  — «Вне системы», спектакль к 150-летию К. С. Станиславского

Гоголь-центр
*  — «Идиоты» (спектакль по мотивам фильма Ларса фон Триера)
*  — «Пробуждение весны» (бродвейский мюзикл Стивена Сейтера и Дункана Шейка по пьесе Франка Ведекинда)
*  — «Мёртвые души» по мотивам поэмы Николая Гоголя
*  — «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга
*  — «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова
*  — «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова
*  — «Машина Мюллер» по произведениям, дневникам, письмам Хайнера Мюллера
*  — «Кафка»
*  — «Похороны Сталина»
*  — «Ахматова. Поэма без героя»
*  — «Маленькие трагедии» по циклу пьес Александра Пушкина
*  — «Барокко»
*  — «Палачи» по пьесе Мартина Макдонаха

Другие театры

 — «Пластилин» Василия Сигарева / Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина
*  — «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла / Театр имени А. С. Пушкина
* 2002 — «Сладкоголосая птица юности» Теннесси Уильямса / Современник
*  — «И. о.» Стига Ларссона / Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина
*  — «Демон» Михаила Лермонтова / Театральное товарищество 814
*  — «Голая пионерка» Михаила Кононова / «Современник»
*  — «Жанна д’Арк на костре» Артюра Онеггера / в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…»
*  — «Фальстаф» Джузеппе Верди / Мариинский театр
*  — «Антоний&Клеопатра. Версия» по мотивам пьесы Уильяма Шекспира / «Современник»
*  — «Фигаро. События одного дня» Пьера де Бомарше/ «Театральная компания Евгения Миронова» (с 2013 г. — Государственный театр наций)
*  — «Богини из машины» (Deus ex machina) Андреаса Мустукиса. Автор либретто Димитрис Яламас. / Винзавод
*  — «Станция» Алексея Сюмака. Автор либретто Димитрис Яламас / Винзавод
* /  — «Герой нашего времени» по Михаилу Лермонтову / Школа-студия МХАТ
*  — «Мёртвые души» / Латвийский Национальный театр, Рига, Латвия
*  — «Околоноля» Натана Дубовицкого / Театр Олега Табакова
*  — «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя» / «Седьмая студия»
*  — «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова / Большой театр
*  — «Охота на Снарка» а капелла опера Юры Лобикова по агонии в восьми воплях Льюиса Кэрролла в переводе Григория Кружкова / «Седьмая студия»
*  — «Войцек» / Латвийский Национальный театр, Рига, Латвия
*  — «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира / «Седьмая студия»
*  — «American Lulu» Ольги Нойвирт / Комише опер, Берлин, Германия
*  — «Сны Райниса» по мотивам поэзии Яниса Райниса / Латвийский Национальный театр, Рига, Латвия
*  — «Чаадский» / Геликон-опера
*  — «Нуреев» / Большой театр
* — «Cosi fan tutte» / Цюрихский оперный театр
*  — «Набукко» / Гамбургский оперный театр
*  — «Outside» / Авиньонский фестиваль

Режиссёр кино

 — Замена собак микшированием
*  — Тайны грозы
*  — Ласточка
*  — Раздетые
*  — Ростов-папа (сериал)
*  — Дневник убийцы (сериал)
*  — Постельные сцены
*  — Рагин
*  — Изображая жертву
*  — Юрьев день
*  — Короткое замыкание (фрагмент «Поцелуй креветки»)
*  — Измена
*  — Ученик
*  — Фонограф (к/м)
*  — Лето
*  — После лета (документальный)

Сценарист

 — «Раздетые»
*  — «Дневник убийцы» (сериал)
*  — Измена (с Натальей Назаровой)
*  — Ученик (с Мариусом фон Майенбургом)

Клипы

«Резиновые ноги», группа «Пекин Роу-Роу» (1992)
* «Память», группа «Там! Нет Ничего» (1994)
* «Море! Возьми табуретку», группа «Там! Нет Ничего» (1994)
* «Ближе», группа «Там! Нет Ничего» (1994)
* «Наверное это любовь», группа «Там! Нет Ничего» (1994)
* «Январи» Марк Тишман (2010).

Другие проекты

«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» — проект Мобильного художественного театра (МХТ) журналиста Михаила Зыгаря и продюсера Карена Шаиняна. В качестве актера и персонажа.

Яндекс Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Граммио - все нотки жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: