Понаровская Ирина Витальевна — биография и сведения, описание достижений

Ири́на Вита́льевна Понаро́вская (род. 12 марта 1953, Ленинград, РСФСР, СССР) — советская и российская джазовая и эстрадная певица, киноактриса, телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2019).

Биография

Родилась 12 марта 1953 года в Ленинграде в семье музыкантов.

Отец, Виталий Борисович Понаровский , был дирижёром и художественным руководителем джаз-оркестра. Мать, Нина Николаевна Арнольди , работала концертмейстером в музыкальной школе при Ленинградской консерватории, награждена дипломами Международных конкурсов классической музыки «За лучший аккомпанемент». Музыкантом стал и один из двух старших братьев Ирины — Александр (род. 1947), пианист, а ныне преподаватель музыкального колледжа в США. Сестра Ирины (от второго брака отца, Надежда, род. 1976) — одна из солисток проекта «Поющие радиоведущие», работает музыкальным редактором на радио «Вертикаль» в Санкт-Петербурге.

Окончила музыкальную школу при консерватории, где обучалась игре на арфе и фортепиано. Слушая школьницей своих кумиров Марию Пахоменко, Лидию Клемент, Эдиту Пьеху и Клавдию Шульженко, Понаровская и сама постепенно начала петь. С 15 лет занималась вокалом у педагога Лины Архангельской. В 1971 году поступила в Ленинградскую консерваторию.

С 1971 по 1976 год была солисткой ВИА «Поющие гитары», где ей доверили две сольные песни: «Неприметная красота» и «Вода бывает горькая». В балладе «Саласпилс» у неё была вокальная импровизация. Само звание солистки казалось Ире королевским титулом: «Я никогда не блистала в школе, не была лидером. Ровная, крепкая ученица. Я не пела в хоре первым голосом. Стояла во вторых сопрано в последнем ряду». Потом была солисткой в «Коробейниках», где играл клавишник Александр Зайцев, позже работавший в «Машине времени».

В 1975 году исполнила роль Эвридики в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Её пригласили на фестиваль в Дрезден (ГДР). В Дрездене Понаровская исполнила две песни: «Люблю» композитора Якова Дубравина и на немецком языке — «Садись в поезд своей мечты». Вызвала овацию и получила первую премию.

В 1976 году — гран-при Международного фестиваля песни «Сопот-1976» (Польша) за исполнение песни «Мольба». Девять раз её вызывали на заключительном концерте и заставили петь «на бис» в нарушение фестивальных традиций.
Вторую конкурсную песню — «Была птицей» — исполняла на польском языке. Триумф Понаровской в Сопоте — свидетельство того, что за рубежом её приняли раньше и достойнее, чем это случилось на родине. Польша носила её на руках, как прежде — Восточная Германия. И там, и там на журнальных обложках была красивая женщина, которая замечательно поёт. Одна из этих фотографий позже открыла ей дорогу в кино. В Сопоте её возили на персональном «Мерседесе» с номером, где красовалось: «Ирина Понаровская». На улицах брали автографы. После победы её гостиничный номер уставили корзинами цветов. Она устроила в ресторане приём для советской делегации, так как общего банкета лауреатов не было. И, сидя за столом спиной к залу, как она предпочитает, Ирина принимала поздравления соотечественников. В 1970-е её титуловали так: «Фрау Фестиваль» в Дрездене и «Мисс Объектив» в Сопоте — «за красоту, обаяние и фотогеничность».

В 1976 году переехала в Москву, где два года была солисткой джаз-оркестра Олега Лундстрема. Случилось это так: она выступала в сборном концерте в столичном зале «Россия» как лауреат Сопота. И Лундстрем, услышав её, послал своего директора на переговоры: оркестр нуждался в солистке.

В 1979 году пережила клиническую смерть из-за болезни почек.

Начиная с 1976 года неоднократно снималась в кино. В 1978 году сдала выпускные экзамены в консерватории и получила диплом пианистки. На выпускных экзаменах она исполняла первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, 32 вариации Бетховена, пьесы Дебюсси, Шостаковича и Щедрина.

В 1980-x и в начале 1990-х годов активно снималась в кино и на телевидении в разных музыкальных передачах, в частности «Песня года», «Утренняя почта», «Очевидное-невероятное», «Голубой огонёк», «Вокруг смеха», «Театральные встречи», «Адреса молодых», «Хит-парад Останкино» и каждый год в концерте ко Дню милиции. Вела детскую телепередачу «Будильник», участвовала в юмористических проектах Игоря Угольникова «Оба-на!» и «Угол-шоу». Радио передавало её голос в программах «С добрым утром», «В рабочий полдень», «До-ре-ми-фа-соль», где тогда действительно исполняли реальные заявки слушателей.

В 1982 году участвовала в создании музыкальной комедии «Трест, который лопнул», но «Песня Сары Бернар» в её исполнении при окончательном монтаже в фильм не вошла.

В 1986 году песня «Знаю — любил» в репертуаре Понаровской попала в хит-парад, заведённый тогда впервые в СССР. На телевидении в программе «Утренняя почта» даже сняли нечто похожее на видеоклип. Автором слов «Знаю — любил» была Джуна. Песня «Знаю — любил» стала лауреатом фестиваля «Песня года — 1986». К песне «Знаю — любил» в конце 1987 года Понаровская добавила новую краску во внешности: из натуральной шатенки стала блондинкой.

В 1988 году в столичном ГЦКЗ «Россия» состоялись её первые в Москве сольные концерты под названием «Всё сначала».

Летом 1989 года была членом жюри на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской эстрадной песни в Юрмале. И после трёх туров выделила явного претендента на гран-при — Сосо Павлиашвили. Ещё двое коллег были с ней солидарны, но остальные члены жюри решили гран-при не присуждать: нет достойных. Ирина добралась до болевшего в Риге Раймонда Паулса, председателя жюри, смотревшего конкурс по телевидению, и его слово перевесило сомнения.

7-8 января 1990 года состоялась первая в СССР благотворительная программа «Телемарафон Детского фонда». Понаровская внесла на счёт Детского фонда рублей.

В ноябре 1992 года Ирина участвовала в шоу «Борис Моисеев и его леди», произведя фурор париком из тёмно-вишнёвых длинных волос. Сергей Зверев привёз его из Японии. Она долго мучилась сомнениями: «Как примут, не переборщит ли с цветом?». Сергей удивлялся: «Она боится быть шикарной?» Парик идеально подошёл к песне «Мне плевать». А в финале программы «Леди Неожиданность», как назвал её Борис Моисеев, появилась на сцене в огромной чёрной шляпе. Это была первая серия шляпного цикла Зверева — Понаровской.

В 1993 году она выпустила свой первый крупный диск «Так проходит жизнь моя», а в феврале 1993 года снялась в первом своём видеоклипе к песне «Так проходит жизнь моя». В начале 1990-х выступала в дуэте с Богданом Титомиром. В середине 1990-х вела телевизионную передачу «Фитнес-класс Ирины Понаровской», для которой она разработала собственную гимнастику и методику правильного питания. По её словам, могла бы стать врачом, если бы не стала певицей: ей нравится исцелять. С 15 лет держит фигуру под строгим контролем, не позволяя себе набирать лишние килограммы, не только для эстетического удовольствия зрителей, но и ради собственного здоровья. Очень любит плавать: летом в море, зимой в бассейне; катается с сыном на роликах.

В декабре 1993 года на очередном шоу Бориса Моисеева в концертном зале «Россия» Ирина Понаровская исполнила новую песню композитора Виктора Чайки «Романс одиноких». Эта песня продолжила ряд сильных монологов в её репетуаре: «Мольба» — зов женщины, вступившей в жизнь, «Заклятье» — плач женщины, нахлебавшейся жизни, «Реквием» — рык женщины, захлебнувшейся жизнью, «Романс одиноких» — желание женщины, возродившейся к жизни.

Осенью 1996 года в возрасте 96 лет скончалась любимая бабушка Ирины — Шарлотта Арнольди, которая первая в семье серьёзно отнеслась к робким попыткам девочки петь и настояла, чтобы её показали педагогу по вокалу, определив внучке профессию и образ жизни.

В 1997 году представила в столичном ГЦКЗ «Россия» сольную программу «Женщина всегда права». В том же году вышел и второй крупный диск певицы с одноимённым названием. В день последнего концерта 16 апреля на Площади звёзд эстрады у центрального входа в концертный зал состоялась церемония заложения звёздной плиты имени Ирины Понаровской. Так национальная музыкальная премия «Овация» отметила 25-летний юбилей её эстрадной службы. В том же году вышел компакт-диск «Женщина всегда права». В 1998 году она — председатель жюри конкурса, ведущая и почётный гость фестиваля «Славянский базар».

В мае 1999 года она вместе с Сосо Павлиашвили провела вечер памяти певца и композитора Шандора. Позже записала его песню «Расскажи мне о любви», а также дуэт с Сосо «Ты и я» для проекта «Звёзды поют песни Шандора». В том же 1999 году Ирина открыла свой PR-клуб, на базе которого родилась идея создания собственной коллекции одежды.

В 2000-x годах неудачно пыталась пробовать себя в бизнесе. В 2000 году Ирина создала бренд «I-ra», а спустя два года открыла имидж-агентство «Пространство стиля». В Нью-Йорке открылся Дом моды Ирины Понаровской, с которым подписал контракт один из бродвейских театров.

В 2003 году Понаровская познакомилась и начала сотрудничать с композитором Юрием Эриконой. А в конце года приняла участие в его творческом вечере, где исполнила две песни «Капли» и «Спасибо за любовь». На его песню «Спасибо за любовь» Фёдор Бондарчук снял видеоклип в марте 2004 года. Так же сейчас называется новая концертная программа певицы, с которой она успешно гастролирует. Чуть позже Понаровская приняла участие в реалити-шоу «Ты — супермодель» в качестве эксперта. Выступила хэдлайнером на концертах «Звёзды фестиваля «Новая волна» в Америке.

Выступление на «Легендах Ретро FM» в 2008 году стало первым её концертом за предыдущие десять лет.
31 марта 2009 года была гостем ток-шоу «Пусть говорят» на Первом канале, посвящённого дню рождения Лаймы Вайкуле.
13 ноября 2010 года состоялся концерт Ирины Понаровской в развлекательном центре «Гигант-холл» на Кондратьевском проспекте в Санкт-Петербурге.
7 октября 2011 года телеканал «НТВ» представил бенефис Ирины Понаровской.
10 мая 2014 года прошёл концерт в шоу-холле «Атмосфера» в Санкт-Петербурге на Лесном проспекте.

Ирину называют самой элегантной дамой российской эстрады. В 1990 году представители Дома моды «Шанель» присвоили ей титул «Мисс Шанель Советского Союза», а в 1998 году итальянская фирма, чью одежду носили любимые актрисы Понаровской Марлен Дитрих и Роми Шнайдер, предложила ей стать «лицом» фирмы.
Она пишет стихи, когда нет суеты в мыслях. Понаровская слывёт звездой, закрытой от прессы. Когда Ирина Витальевна «променяла микрофон на швейную иглу и напёрсток» (у неё в Москве собственное ателье), журналисты и вовсе о ней замолчали.
Много времени ныне Ирина проводит в Эстонии, в старом доме под Нарвой.

В ноябре 2018 года Ирина Понаровская дала большое интервью Андрею Малахову на шоу «Прямой эфир». В декабре того же года в эфир вышла программа «Привет, Андрей!», главной героиней которой стала Ирина. Стало известно, что певица планирует возвращение на большую сцену.

Личная жизнь

Первый муж — Григорий Давидович Клеймиц (17 августа 1945 — 20 сентября 1998), музыкальный руководитель ВИА «Поющие гитары». Прожили в браке полтора года.
* Второй муж — Вейланд Родд-младший (род. 11 декабря 1946) — джазовый певец и музыкант, сын актёра Вейланда Родда (старшего). Прожили в браке семь лет.
** Сын — Энтони Вейландович Родд (род. 17 октября 1984), художник.
* Третий муж — Дмитрий Юрьевич Пушкарь (род. 19 июля 1963), член президиума Российского общества урологов, член Американской и Европейской ассоциаций урологов, член президиума Европейской школы урологов. Является также приглашённым лектором во многих странах мира (с 1986 по 1997 годы).

Творчество

Фильмография

Роли в кино

1976 — Меня это не касается — Регина Михайловна Корабельникова
* 1977 — Орех Кракатук (по сказке Гофмана «Щелкунчик») — Фея времени
* 1978 — Городская фантазия
* 1978 — Ограбление в полночь — «Цыца», девица лёгкого поведения
* 1983 — Трест, который лопнул — псевдо-Сара Бернар
* 1985 — Золотая рыбка (телеспектакль) — администратор гостиницы «Золотая рыбка»
* 1985 — Голубые города (фильм-концерт, на музыку А.Петрова)
* 1992 — Он своё получит — Глория

Озвучивание

1974 — Свадьба Кречинского — песни за Лидочку, в том числе романс «Женская доля такая» («Я только вас люблю»)
* 1976 — Синяя птица — исполнение песен
* 1981 — Не бойся, я с тобой — исполнение песен
* 1981 — Пора красных яблок — исполнение песен
* 1984 — Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные — Инна Андреевна (вокал)
* 1987 — Питер Пэн — взрослая Венди Дарлинг (вокал)

Дискография

1976 — «Поёт Ирина Понаровская»
# Кто виноват
# Ох ты, неверный
# Пусть это сбудется
# Люблю
* 1976 — «Ирина Понаровская»
# Материнская любовь (из к/ф «Синяя птица»)
# Первые радости
# Торопись
# Мольба
* 1977 — «Кругозор» № 1 за 1977
# Мольба
* 1977 — «Кругозор» № 12 за 1977
# Песня о синей птице
# Пришла пора любви
* 1977 — «Ирина Понаровская»
# Город радости
# Пусть это сбудется
# Ты хочешь со мною расстаться
# Голубая речка
* 1980 — «Песни А. Мажукова» (исп. Ирина Понаровская)
# Музыка любви
# Однажды
*  — «Орфей и Эвридика», зонг-опера в двух частях (в роли Эвридики)
* 1987 — «Ласточки»
# Ласточки
# Кроссворд
* 1987 — «Маскарад природы»
# Маскарад природы
# Дон Жуан
* 1993 — «Так проходит жизнь моя»
# Так проходит жизнь моя
# Ты мой бог
# Ты всегда со мной
# Не шути
# Всем живым
# Я не окликну по имени
# Мне плевать
# Ночное кабаре
# Реквием
* 1997 — «Женщина всегда права»
# Мои друзья
# Женщина всегда права
# Я знаю
# Писем не надо
# Прав был ты
# Гитара
# Романс
# Дай мне
# Единственный мой
# Признание
# Спасибо тебе за цветы
# Леди звезда

* 2003 — «Орфей и Эвридика»
# Первый дуэт Орфея и Эвридики (дуэт с А. Асадулиным)
# Сцена прощания (дуэт с А. Асадулиным)
# Напутствие Эвридики (дуэт с А. Асадулиным)
# Первое возвращение Орфея (дуэт с А. Асадулиным)
# Песня Эвридики
# Дуэт Эвридики и Харона (дуэт с Б. Вивчаровским)
# В ожидании Орфея
# Сцена второго возвращения Орфея (дуэт с А. Асадулиным)
# Финал (дуэт с А. Асадулиным и Б. Вивчаровским)
* 2008 — «Поёт Ирина Понаровская»
# Материнская любовь, из кф «Синяя птица» (А. Петров, орк. В. Габая — Т. Калинина)
# Ты хочешь со мною расстаться (А. Норозов — М. Рябинин)
# Голубая речка (Э. Кузинер — С. Льясов)
# Музыка любви (А. Мажуков — А. Поперечный)
# Однажды (А. Мажуков — И. Резник)
# Мир без чудес (В. Быстряков — А. Дмитрук, А. Костинский)
# Рябиновые бусы (А. Укупник — А. Жёлтый, А. Молодов)
# Пришла пора любви (Л. Гарин — Н.Олев)
# Ты для меня (Г. Фиртич — И.Резник)
# Колыбельная (Т. Хренников — А. Гладков)
# Прощанье (Т. Хренников — Ф. Кравченко)
# Московские окна (Т. Хренников — М. Матусовский)
# Ожидание (В. Успенский — Б. Гершт)
# Песня о сказке (П. Бюль Бюль-оглы — А. Дидуров)
# Дуэт (П. Бюль Бюль-оглы — А. Дидуров)
# Ласточки (Т. Островская — А. Римициан)
# Кроссворд (Т. Островская — А. Римициан)
# Маскарад природы (Т. Островская — Д. Усманов)
# Дон Жуан (Т. Островская — Л. Воропаева)
# Незажжённая свеча (О. Кваша — В. Панфилов)
# Я больше не хочу (О. Кваша — В. Панфилов)
# Финальная песня (И. Ефремов — Л. Дербенёв)

Признание и награды

1975 — лауреат Первой премии Международного конкурса эстрадной песни «Дрезден-1975» (ГДР);
* 1976 — обладатель Гран-при Международного фестиваля «Сопот-1976» (Польша);
* 1990 — представители Дома моды «Шанель» присвоили ей почётный титул Мисс Шанель Советского Союза ;
* 1993 — выпустила свой первый диск-гигант «Так проходит жизнь моя»;
* 1997 — выпустила свой новый большой виниловый «диск-гигант» — «Женщина всегда права»;
* 1997 — в ознаменование 25-летнего юбилея эстрадной деятельности удостоена «именной звездной плиты» на Площади звёзд эстрады России в Москве.
* 1998 — председатель жюри конкурса, ведущая и почётный гость Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» (Беларусь).
* 2019 — присвоено почётное звание Заслуженный артист Российской Федерации.

Яндекс Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Граммио - все нотки жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: