Contents
Александр Владимирович Галибин (род. 27 сентября 1955, Ленинград) — советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, режиссёр театра и кино, телеведущий. Народный артист Российской Федерации.
Биография
Родился 27 сентября 1955 года в Ленинграде в семье плотника, работавшего декоратором-постановщиком на «Ленфильме». Актёрскую карьеру начал в Театре юношеского творчества при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина. С 1973 по 1977 год учился на актёрском отделении ЛГИТМиКа (мастерская профессора Рубена Агамирзяна).
С 1977 по 1979 год — актёр Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Играл в спектаклях: «Легенда о шутовском колпаке» (король Филипп), «Пять вечеров» (Слава), «Бумбараш» (Лёвка), «Царь Борис» (тень царевича Дмитрия, чеченец, Фёдор Годунов), «Десять нераспечатанных писем» (строитель БАМа) и другие.
В кино дебютировал в 1976 году — фильм Семёна Арановича «…И другие официальные лица» (Юра). После выхода на киноэкраны картины «Трактир на Пятницкой» (Пашка-Америка; режиссёр Александр Файнциммер, 1978) его имя стало известно широкому зрителю. Всего в кинокарьере артиста более 50 фильмов.
Александр Галибин дважды сыграл роль Николая II: в телефильме «Жизнь Клима Самгина» (здесь же сыграл Диомидова, режиссёр В. Титов, 1986) и в картине «Романовы. Венценосная семья» (режиссёр Глеб Панфилов, 2000). С 1981 по 1988 — актёр студии киноактёра при киностудии «Ленфильм».
В 1985 году сыграл главную роль советского инженера Ильи Крутина в совместном советско-вьетнамском фильме «Координаты смерти» (Tọa độ chết; режиссёры Самвел Гаспаров и Нгуен Суан Тян).
В 1988 г. поступил в ГИТИС им. А. В. Луначарского на режиссёрское отделение (курс А. Васильева). До 1992 года работал в лаборатории театра А. Васильева «Школа драматического искусства». В 1989 г. дебютировал как режиссёр спектаклем «Эскориал» М.де Гельдерод (Гильдия киноактёров). В 1993 г. выпустил радио-спектакль «Игроки» Н. В. Гоголя (Австрия).
В 1993 году в Санкт-Петербургском Молодёжном театре на Фонтанке выпустил дипломный спектакль «Ла фюнф ин дер люфт» (Лавочкин-пять в воздухе) А. Шипенко. Режиссёр вывел на сцену «грешных… слабых, загнанных… чернушной жизнью» героев и «осветил их измученные лица». Спектакль признан лучшей режиссёрской работой 1993 года, а исполнители главных ролей — Константин Воробьёв и Мария Шитова — лучшими актёрами сезона.
С 1993 по 1995 год А. Галибин работал очередным режиссёром в Театре на Литейном. Первой постановкой в Театре на Литейном стал «программный» для А. Галибина спектакль «Три сестры» А. П. Чехова, в котором режиссёр использовал «эффект скрещивания», введя в действие отрывки из знаменитого спектакля «Три сестры» Вл. Немировича-Данченко, поставленного во МХАТе в 1940 году.
«В Трех сестрах режиссер изменил привычный философский масштаб пьесы. Его спектакль — это «взгляд на чеховских героинь из вечности, из неопределенной эпохи». Словно из другого времени, из другого измерения доносятся голоса мхатовского спектакля, в них смех, тепло. Совсем иное в галибинском спектакле: герои здесь не живут, а «вспоминают о чужой жизни, бесстрастно-отстранённо произносят чеховский текст, как чужую роль»». В 1994 году этот спектакль получил признание и первое место в конкурсе «Театр — Школа — Классика и Современность». Затем Александр Галибин обращается к современной драматургии: «Арфа приветствия» М. Богомольного (1994), «Городской романс» М. Угарова (Спектакль был признан лучшим спектаклем сезона, побывал на гастролях в Германии, Польше, получив высокую оценку зарубежной театральной прессы), «Вера, Надежда, Любовь (Карамболь)» Ю. Князева (1999).
В Российском театре драмы им. А. С. Пушкина (Александринском) А. Галибин поставил спектакли: «Воспитанница» А. Н. Островского (1995), где стилизовал театральный мир, наполненный страстями и обладающий недостижимой для жизни яркостью; «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» по Фридриху Горенштейну (1997), где режиссёр выстроил свой спектакль на сопоставлениях, контрастах, ассоциациях и в результате известная схема взаимоотношений Петра I c сыном наполнилась новым, мощным трагическим содержанием; «Женитьба» (1998, новая редакция — 2004) — спектакль, в котором режиссёру удалось, сохранив гоголевский юмор, воссоздать временами гротескную, временами трагическую ткань жизни.
Став главным режиссёром Александринского театра (2003-2005), поставил три спектакля: «Ангажемент» по пьесе Ю. Князева «Динамо», комедии А. П. Чехова «Чайка» (2004) и «Нора» Г. Ибсена (2005).
В Рижском театре русской драмы А. Галибин выпустил в стилистике немого кино спектакль «Глаза дня» («Мата Хари») Е. Греминой (1998). Им осуществлена постановка оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1999, Мариинский театр). Другие постановки: «Плачевная повесть о Дон Кихоте Ламанчском» Е. Греминой (2000, Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»), «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга (2000, «Балтийский дом»), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина (2002, Театр на Литейном, Санкт-Петербург), «Иоанн Креститель» С. Губайдуллиной (2002, Мариинский театр).
Выпустил несколько спектаклей за рубежом: «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (1997, Театральная Академия Цюриха, Швейцария), «Игроки» Н. В. Гоголя (1997, Брегенс, Австрия), «Полоумный Журден» (1999, Миккеле, Финляндия), «Дядя Ваня» А. П. Чехова, (2000, Ольштын, Польша).
В 2000 году Александр Галибин выступил в качестве художественного руководителя и режиссёра проекта «Москва — открытый город», осуществлённого совместно с Британским Советом, театром «Роял Корт» (Лондон) при участии национальной театральной премии «Золотая маска».
На его счету два телевизионных проекта: трёхсерийный проект, посвящённый открытым совместным репетициям старейших актёров Санкт-Петербурга с молодым поколением артистов «Тише! Идёт репетиция» (режиссёр проекта, Пятый канал Санкт-Петербурга); и проект, посвящённый работам ведущих режиссёров Санкт-Петербурга «Серебряный век Петербургской режиссуры» (соавтор и ведущий проекта, канал «Культура»).
С 2000 по 2003 год Александр Галибин — главный режиссёр Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». С его приходом театр не только не утратил своих принципов — открытость мировому художественному опыту, сотрудничество с мастерами различных направлений и школ, сознание и проведение культурно-просветительских проектов, но и приобрёл чёткую позицию в отношении репертуарной политики. Приверженность режиссёра русской и зарубежной классике обогатила театр следующими постановками: «Игроки» Н. В. Гоголя, «Царь Максимилиан» Е. Греминой (спектакль удостоен Гран-при в номинации «Лучшая режиссура в драматических театрах» Новосибирского конкурса «Парадиз») и «Кроткая» Ф. Достоевского в 2001 г., «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше, «Бульвар Преступлений» Э.-Э. Шмитта в 2002 г.
В 2008 году назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. В июле 2011 контракт с Галибиным не был продлён департаментом культуры Москвы, и режиссёр покинул театр.
Александр Галибин набрал свой курс в Щукинском театральном училище.
В 2014 году стал художественным руководителем актёрско-режиссёрского курса в ГИТИСе при московском театре «Школа современной пьесы».
С 21 ноября 2014 года по сентябрь 2017 года — ведущий программы «Жди меня» на «Первом канале».
Член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации с 2016 года.
Семья
Первая жена — Ксения Алфёрова (1974 г. р.), режиссёр, актриса, филолог. Однокурсница, на которой А. Галибин женился, будучи на втором курсе института.
* Дочь — Мария Наруцкая-Лосева (1978 г. р.).
* Внучка — Елизавета (1999 г. р.).
* Вторая жена — Рут Винекен (Ruth Wyneken, родилась в 1946 году в Германии), переводчик, писатель, драматург, публицист, педагог. А. Галибин познакомился с ней, изучая режиссуру на курсе А. Васильева и работая в «Лаборатории» театра «Школа драматического искусства».
* Третья жена — актриса Ирина Савицкова.
* Дочь — Ксения (2003 г. р.).
Признание и награды
Заслуженный артист РСФСР (1991).
* Народный артист Российской Федерации (2006)
* Орден Дружбы (27 июня 2017) — за заслуги в развитии отечественного культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
* Приз Федерации киноклубов России. Российская программа — «Золотая рыбка» (Россия) ММКФ (2016)
Творчество
Роли в театре
Школа современной пьесы
— спектакль «Лондонский треугольник» — Николай Огарёв
Постановки спектаклей
— «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина в Государственном драматическом Театре на Литейном
* — «Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмитта в Новосибирском Академическом Молодёжном театре «Глобус»
* — «Ловелас» по мотивам романа «Бедные люди» Ф. М. Достоевского в театре-студии Олега Табакова «Табакерка»
Фильмография
Актёр
— …И другие официальные лица — Юрий Константинович Иванов, сын
* — Трактир на Пятницкой — «Пашка-Америка» (Павел Иванович Антонов), вор-щипач
* — Иванцов, Петров, Сидоров — Геннадий Борисович Иванцов
* — Алые погоны — рядовой Грунёв
* — Поэма о крыльях — Костя
* — Пощёчина — Саша
* — Мужество — Сергей
* — Сказка, рассказанная ночью — угольщик Петер Мунк
* — Такие же, как мы! — Валерий Носарёв
* — Кто заплатит за удачу? — соратник Антонины
* — Шестой — связной банды вахрамеевцев
* — Сто радостей, или Книга великих открытий — студент
* — Ослиная шкура — принц Жак
* — Моя любовь — Революция (телеспектакль) — Виктор Поддубцев
* — Нас венчали не в церкви — революционер-народник Сергей Синегуб
* — Привет с фронта — Воскобойников
* — Без особого риска — лейтенант милиции Виктор Сергеевич Петров, инспектор уголовного розыска
* — Тревожный вылет — Кокорев
* — Приступить к ликвидации — Степан Казимирович Бурковский, «Кузыма»
* — Я за тебя отвечаю — замполит
* — Мой избранник — Зуйков, народный депутат
* — Батальоны просят огня — старший лейтенант Кондратьев
* — Координаты смерти — Илья Крутин
* — Исключения без правил (новелла «Скрепки») — Игорь Андреевич Степанов
* — Путь к себе — Владимир Крылов
* — Степная эскадрилья — агроном
* — Жизнь Клима Самгина — Николай II / Диомидов
* — Джек Восьмёркин — «американец» — Василий Капралов, председатель коммуны
* — Серебряные струны — Василий Васильевич Андреев
* — Муж и дочь Тамары Александровны — Валерий, отец Кати, муж Тамары Александровны
* — Оно — юродивый
* — История болезни — старший брат
* — Романовы. Венценосная семья — император Николай II (озвучивал Виктор Раков)
* — Рагин — Иван Дмитриевич Громов
* — Мастер и Маргарита — Мастер (озвучивал Сергей Безруков)
* — Первое правило королевы — Глеб Званицкий, майор ФСБ
* — Слепой 2 — Павлов
* — Консервы — Валерий Астраханцев
* — Свой-чужой — Виталий Петрович Ильюхин, полковник
* — Грехи наши — Андрей Викторович Бачурин
* — Он, она и я — Дмитрий Белявский
* — Месть — Леонард
* — 40 — Михаил
* — Судьба повелителя / Hökmdarin taleyi (Азербайджан) — князь Цицианов
* — Адель — Захаров
* — Приговор — Андрей
* — Псевдоним «Албанец» 2 — Чалый, беглый зэк
* — Летучий отряд — Василий Андреевич Трапезников, генерал ФСБ
* — Актёр, или Любовь не по сценарию — Алексей Орлов, актёр
* — 9 мая. Личное отношение (новелла «Слухач») — слепой
* — Акула — Владислав Валерьевич
* — Фурцева — Григорий Чухрай
* — Откровения — Илья Петрович, начальник охраны (серия № 22 «Охранник»)
* — Грибной царь — Алексей
* — Человек ниоткуда — Павел Павлович Вершинин, наркобарон
* — Белый мавр, или Интимные истории о моих соседях — Андрей
* — Дурная кровь — Иван Алексеевич Костомаров, олигарх
* — Выжить после — Иван Сергеевич Радомский, учёный-генетик (озвучивал Борис Репетур)
* — 22 минуты — Декалин, капитан танкера-газовоза «Ямал»
* — Разрывая замкнутый круг / Tyghyryqtan zhol tapqan — Григорий Файнберг, геолог, бывший политзэк
* — Бесы — губернатор фон Лембке
* — Мир для двоих — Борис Иванович Денисов, отец Макса
* — Высокая кухня — Михаил Андреев, отец Маши
* — Криминальное наследство
* — Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее — Леонид Яковлевич Аркаев, тренер по спортивной гимнастике
* — Второе зрение — Виктор Николаевич Файзов
* — Налёт — Игорь Васильевич Киселёв, заместитель губернатора
* — Хождение по мукам — Борис Савинков
* — Морозова — Валерий Зайцев, генерал
* — Шуберт — Павел Сергеевич Семёнов («Поводырь»), полковник, сотрудник Управления по борьбе с терроризмом
* — Хор — Вадим
* — Фантом — Константин Ширяев
Режиссёр
— Царь Максимилиан (фильм-спектакль)
* — Сказ о царе Петре и сыне его царевиче Алексее (фильм-спектакль)
* — Игроки (фильм-спектакль)
* — 40
* — Комедианты (фильм-спектакль)
* — Золотая рыбка
* — Сестрёнка