Contents
Александр Васильевич Мосоло́в ( Киев — 12 июля 1973, Москва) — советский композитор и пианист.
В 1920-х годах представлял одно из авангардных направлений советской музыки, в его творчестве нашла яркое выражение урбанистически-конструктивистская образность. В композиции использовал серийную технику, полиритмию и ритмические остинато, в инструментовке — звуки и шумы, предвосхищавшие опыты конкретной музыки. В этой стилистике написано наиболее известное его сочинение «Завод. Музыка машин» (для оркестра, с партией «железного листа», 1928). Репрессирован в 1937 г. После освобождения отошёл от позиций авангардизма, писал музыку в идеологически выдержанном стиле, упрощённым и «понятным советскому народу» языком.
Очерк биографии и творчества
Родился в Киеве в семье адвоката. С 1903 года жил в Москве. После смерти отца мать Мосолова — Нина Александровна Кольцова (1882-1953) — певица, выступавшая в Большом театре в 1903-1905 годах под псевдонимом Миллер, вышла замуж за художника Михаила Варфоломеевича Леблана (1875-1940) и семья поселилась на Большой Бронной улице, 3.
Окончил Московскую консерваторию (1925) по классам композиции у Р. М. Глиэра и Н. Я. Мясковского, а также по классу фортепиано у К. Н. Игумнова. Вступил в Ассоциацию современной музыки (АСМ).
Эксперименты Мосолова в области музыкального конструктивизма пришлись на 1920-е гг. Некоторые авангардные сочинения, особенно симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» (1928, из неосуществленного балета «Сталь») и небольшой вокальный цикл «Четыре газетных объявления (из „Известий“ ВЦИКа)» (1926) — вызвали живой интерес как в СССР, так и за рубежом. Они же послужили поводом для жёсткой критики (начиная с 1927) со стороны деятелей Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). В 1928 году Мосолов, будто уступая идеологическому требованию «опоры на народную музыку», написал трёхчастную сюиту «Туркменские ночи», где использовал темы из опубликованной В. М. Беляевым и В. А. Успенским хрестоматии «Туркменская музыка». Однако, желаемый эффект от использования фольклора нивелировался, поскольку народные темы были помещены композитором в оправу новейшей, сложной для непосредственного восприятия, техники композиции (гармония, ритм, фактура и т.д). Сюита «Туркменские ночи» с большим успехом была исполнена на международной выставке 1935 года в Брюсселе.
В СССР в 1930-е гг., напротив, музыка Мосолова исполнялась редко, и сам композитор подвергся травле. В 1937 Мосолов был обвинён в антисоветской пропаганде, приговорён к 8 годам заключения и заключён в Волголаг (Рыбинский район Ярославской области). В 1938 по ходатайству Глиэра и Мясковского освобождён, с лишением права проживать в крупных городах. Пережив жизненный и творческий кризис, Мосолов (с 1940-х гг.) радикально изменил свой стиль: усилилась лирическая и «фольклорная» направленность творчества, значительно упростился музыкальный язык. Среди поставангардных сочинений — около 150 произведений для хора а капелла (в их числе — циклы «Дороги фронтовые», «Колхозные поля»), а также для народного хора с оркестром народных инструментов.
Умер в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
Наследие
Значительное количество сочинений Мосолова авангардного периода утрачено. В наследии Мосолова — 4 оперы («Герой», 1928; «Плотина», 1930; «Сигнал», 1941; «Маскарад», 1944, по драме Лермонтова), балет «Четыре Москвы» (1929; партитура утеряна), 7 симфоний (5-я симфония посвящена его второй жене Н. К. Мешко), концерты для фортепиано, виолончели, арфы с оркестром, 5 фортепианных сонат (третья утеряна), камерная и вокальная музыка.
С 1980-х гг. музыка Мосолова 1920-х гг. всё чаще исполняется как в России, так и за рубежом, наиболее часто — «Завод» (аудиозаписи Г. Н. Рождественского, Е. Ф. Светланова, Р. Шайи, И. Калицке). Фортепианные сонаты Мосолова записывали Даниеле Ломбарди (Lombardi), Штефен Шляйермахер (Schleiermacher), Джефри Дуглас Мадж (Madge), Х. Хенк и др. Сочинения поставангардного периода практически не исполняются.
Произведения для музыкального театра
Оперы и оперетты
1928 — «Герой», одноактная опера, либретто А. В. Мосолова, op.28
* 1929-1930 — «Плотина», опера в 5 действиях и 10 картинах (посв. Н. Я. Мясковскому), либретто Я. Л. Задыхина, op.35
* 1930 — «Крещение Руси», оперетта в трех действиях, текст Н. Адуева
* 1939 — «Мой сын», либретто А. В. Мосолова
* 1941 — «Сигнал», одноактная опера, либретто О. Литовского
* 1944 — «Маскарад», одноактная опера в 6 картинах по одноименной драме М. Ю. Лермонтова
Балеты
1927 — «Сталь», сюита из балета в 4-х эпизодах, op.19-a (утер.)
* 1927 — «Четыре Москвы», четвёртый акт балета (три других акта балета были заказаны Л. Половинкину, Ан. Александрову и Д. Шостаковичу)
Симфонии
Симфония-op.20, 1928 г. (утер.)
* Симфония E-dur в 4-х частях, 1944 г.
* Симфония No.2 C-dur в 4-х частях, 1946 г.
* Симфония-песня B-dur «Симфонические песни из жизни кубанских казаков-колхозников» в 4-х частях, 1949-1950 гг.
* Симфония C-dur в 4-х частях, 1958-1959 гг.
* Симфония No.3 a-moll «Четыре поэмы о целинной земле» — посв. Н. А. Федотову, 1961-1962
* Симфония No.5 e-moll в 4-х частях-посв. Н. К. Мешко, 1965 г.
Произведения для солирующего инструмента с оркестром
Концерт No.1 для фортепиано с малым оркестром, op.14, 1926-1927 г.
* Концерт No.2 для фортепиано с оркестром, op.34, 1932 г.
* Концерт No.1 для виолончели с оркестром, 1935 г. (утер.)
* Концерт для арфы с оркестром, 1939 г.
* Концерт No.2 для виолончели с оркестром, 1937-1945 г.
* Концерт для виолончели с оркестром на кабардино-балкарские темы, 1956 г. (утер.)
* Эллегическая поэма для виолончели с оркестром (посв. А. П. Стогородскому), 1960 г.
* Концерт No.3 для фортепиано с оркестром, 1971 г.
Оркестровые произведения других жанров
Завод. Музыка машин, симфонический эпизод из балета «Сталь», op.19, 1926-1928 гг.
Камерно-инструментальные произведения
Три лирические пьесы для альта и фортепиано, op.2, 1920-е гг.
* Элегия для виолончели и фортепиано, op.2, 1920-е гг.
* Соната No.1 c-moll для фортепиано, op.3, 1924 г.
* Соната No.2 h-moll для фортепиано, op.4, 1923-1924 гг.
* Легенда для виолончели и фортепиано, op.5, 1924 г.
* Соната No.3 для фортепиано, op.6 (утер.)
* Баллада-трио для кларнета, виолончели и фортепиано, op.10 (op.17), 1925 г.
* Соната No.4 для фортепиано, op.11, 1925 г.
* Соната No.5 d-moll для фортепиано, op.12, 1925 г.
* Два ноктюрна для фортепиано, op.15, 1926 г.
* Соната для альта соло, op.21-a, 1920-е гг. (утер.)
* Струнный квартет No.1 a-moll, op.24, 1926 г.
* Три пьески и два танца для фортепиано, op.23, 1927 г.
* Туркменские ночи для фортепиано, 1928 г.
* Две пьесы для фортепиано на узбекские темы, op.31, 1929 г.
* Струнный квартет No.2 C-dur (Сюита на темы патриотических солдатских и партизанских песен 1812 года), 1943 г., вторая редакция 1963 г.
* Танцевальная сюита для арфы 1940-е гг.
* Четыре пьесы для гобоя и фортепиано, 1940 гг.
* Четыре пьесы для фагота и фортепиано, 1940-е гг.
* Две пьесы для виолончели и фортепиано, 1947 г.
* Серенада для мандолины и фортепиано, 1950 г.
* Три пьесы на темы песен кубанских казаков-колхозников для виолончели и фортепиано (пам. Н. Я. Мясковского), 1950-1951 гг.
* Этюд для шестиструнной гитары, 1954 г.
* Девять детских пьес для фортепиано, 1956 г.
* Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано («Кабардинские сценки»), 1956 г.
* Танец для скрипки и фортепиано, 1950 гг.
* Струнный квартет на кабардинские темы, 1950-е гг.