Сюжет фильма
Художественный фильм «Неуместный человек» создан Йенсом Лиеном – норвежским режиссером. Он неоднократно выступал лауреатом кинопремий в Норвегии и удостаивался наград на кинофестивалях международного значения благодаря своим работам – фильмам в жанре фантастики.
Название фильма при дословном переводе имеет несколько иное значение. «Человек, который мешает жить другим», «Неуживающийся с другими человек», «Зануда».
Кинокартина повествует об идеальном городе – искусственно созданном мире, куда каждый человек стремится попасть, поскольку он отражает глянцевую сторону. Такой мир обычно каждый наблюдает при просмотре рекламы – везде красивые, довольные всем и смеющиеся люди.
Главный персонаж, Андреас Рамсфьелль, мечтает о подобном месте, так как его внутреннее состоянии достигло критичной отметки. Ему надоело отношение к нему людей, вульгарность окружающих и творящийся вокруг беспредел.
В один день, когда терпение мужчины уже закончилось, последней каплей для него стала парочка молодых людей, громко целующихся в метрополитене недалеко от него, с абсолютно бессмысленным отрешенным взглядом.
Когда к перрону подходит поезд, он просто прыгает под него, и его жизнь, как ему казалось, на этом закончится. Но мужчина не получил того, чего хотел.
Вместо этого он оказывается в пустом автобусе, движущемся по какому-то полю. Его формально приветствует какой-то мужчина на заправке и отвозит на своем авто в город.
Место оказывается довольно странным – все жители как с картинки журналов. Город и его жители почти идеальны, на первый взгляд все просто замечательно, как будто герой принимает участие в программе, где ему предоставляют все, что он пожелает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Ключ от всех дверей»: в чем смысл фильма?
Андреаса привозят в его собственную квартиру, потом он приходит на работу в офис крупной фирмы. Он получает высокую заработную плату за легкую для него работу, знакомится с девушкой, внешность которой очень напоминает модельную. Потом у него появляется любовница.
Но с самого начала он начинает подозревать, что этот мир чужд ему. Несмотря на всю его красоту и гармоничность, здесь ему недостает настоящего – вкусов, запахов, искренних человеческих эмоций.
И в этом мире нет ни единого ребенка. Герой осознает, что этот мир – такое же разочарование для него, как и прошлый. Но все остальные находят в городе свое счастье.
Смысл фильма «Неуместный человек»
Где разворачивается действие фильма?
Несмотря на то, что Андреас оказывается в городе западноевропейского образца, вряд ли ему удастся найти хоть малейшее упоминание о нем на карте.
Все признаки указывают то, что центральный персонаж оказывается в одном из вариантов параллельного мира: нарушены законы физики, невозможность нанести себе увечья или же умереть.
Герой, желая проследить за тем, куда уезжает автобус, на котором он приехал в это странное место, предстает перед загадочным явлением – следы автобуса попросту заканчиваются посреди поля. Вполне логично предположение, что умирая, Андреас попадает в некую форму довольно своеобразного рая.
Рай и ад в скандинавской традиции
Поэтому сразу становится понятно, что этот рай не христианский, а языческий. В соответствии с канонами христианства, самоубийство является страшным грехом, из-за которого человеку уготованы мучения в аду.
Языческие предки современных норвежцев и исландцев, викинги, имели собственную веру. Согласно их древним верованиям, после смерти человека ожидала та же привычная ему земная жизнь, сопровождающаяся пирами и славными битвами. То есть после смерти они попадали в лучший для них мир и получали все, чего пожелали бы.
Город – это подобие современного райского существования. Эта жизнь преобразилась согласно представлениям умерших людей о земном бытие: мегаполис, офисы, работа, оргтехника, каждый человек счастлив и приветлив.
Относительно ада режиссер придерживался скандинавской мифологии. Андреаса, в итоге отверженного «идеальным миром», насильно заставляют покинуть рай, и он оказывается в царстве вечного холода, снегов и бушующего ветра – это и есть ад, представляемый древними викингами.
Но не нужно принимать серьезно мифологическое представление мира, показанного фильмом «Неуместный человек». Отраженный в нем загробный мир всего лишь подталкивает к размышлению о современной жизни, социальных проблемах и представлениях о счастье.
Стерильное безразличие общества зрителей
При создании образа идеального мира намеренно обострялась тенденции общества потребления, ее абсурдность, при этом режиссер акцентировал внимание в фильме на две характеристики «идеального» общества, отражающие его неестественность.
Первое явление – повседневная вежливость в любой ситуации, приобретшая явную формальность для каждого человека, и указывающая на полное равнодушие индивида к другим людям, заботе только о собственных интересах, концентрации на них.
Прекрасно отражена тенденция на примере любовных романов мужчины, попавшего в иной мир, – эмоциональная стена, выстроенная между людьми, не разрушается даже во время секса.
Взаимоотношения людей здесь пусты – каждый человек рядом и далеко друг от друга. Для людей здесь не имеет значения, кто находится рядом, и они не придают ценности индивидуальным качествам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Смысл фильма «Дитя робота» 2019.
Второе – еще больше характеризует мир, в который попал Андреас. Никто здесь не способен изменить что-то. Жизнь здесь проходит в четких контролируемых рамках.
Нет значения, какой цели человек добивается здесь, – он оказывается в исходной точке. Напиться не получится – алкоголь не опьяняет, пораниться нельзя – отрезанный палец тут же чудесным образом оказывается на месте, уйти из жизни не получится – организм восстанавливается даже после тяжелейших смертельных ран и увечий, еда безвкусна, чтобы бы ты не ел.
Чем может привлечь жизнь, если в ней человек не способен самостоятельно выбирать и идти по выбранному пути. Подобное существование главный герой воспринимает как суррогат – иллюзию жизни.
Почему Андреас дважды пытался покончить с собой?
В начале фильма Андреас, как уже упоминалось, находясь в метрополитене при ожидании поезда, видит страстно целующихся любовников. Затем он прыгает прямо на рельсы во время прибытия поезда.
По всей видимости, эта парочка была последним толчком к принятию решения покончить жизнь самоубийством. Видимо, герой находился в депрессивном состоянии. Но неужели именно поцелуй стал причиной ухода из жизни?
Единственный верный ответ – да, именно эти молодые люди убедили его в правильности принятого решения. Парочка занималась весьма интимным процессом, не обращая внимания на присутствие посторонних. Причем, сам процесс был довольно громким.
Андреас посчитал подобное поведение еще одним доказательством того, что его считают пустым местом. Всю свою жизнь герой хотел быть кем-то, чтобы его замечали, в нем видели неповторимую личность, с ним считались.
То что герой не может умереть, подтверждает его повторная попытка покончить с жизнью – конечно, ему это не удается, поскольку он и так мертв.
Он вновь пытался свести счеты, на этот раз, с загробной жизнью, как только услышал от Ингеборг ее простодушные ответы – для нее каждый, с кем она встречается (а это не один, и не двое мужчин), абсолютно одинаковы и милы. Он для нее ничем не выделяется.
Вновь та же проблема – в нем не видят индивидуальности, а значит, для своей любимой девушки – он пустое место. Он такой же безликий мужчина рядом с девушкой, как и все остальные.
Все, от чего он сбежал в реальной жизни, начинает преследовать его в загробной. Не удивительно, что Андреас начинает искать, как выбраться отсюда – именно это место становится для него адом.
Однажды Андреас узнает о странной щели в стене полуподвального помещения одного из домов, откуда доносится музыка, детский смех и слышатся запахи.
Эту тайну ему раскрывает мужчина, проживающий в помещении, который ранее жаловался ему на странности этого мира. Главный герой был рад оказаться в числе оппозиции, несмотря на то, что его единственным компаньоном был полноватый, боязливый мужчина. Это место должно было оставаться тайной и единственной отдушиной – оазисом для отдыха от загробного мира.
Но Андреас не удержался и воспользовался единственный шансом покинуть пределы города. Он попытался расширить щель, превратив ее в небольшой тоннель. Из-за стены доносилась музыка, и запах пищи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Черный лебедь» фильм 2010: смысл фильма.
В последнем рывке Андреас просовывает руку в небольшое отверстие в конце тоннеля и берет руками кусок пирога – земной пищи со вкусом и запахом.
Но его ловят и наказывают изгнанием – автобус доставляет его прямиком в холодный и заснеженный ад. Куда же удалось на миг попасть главному герою по тоннелю? Вполне возможно, он нарушил границу с миром живых, оказавшись в доме одной семьи. Преступление тяжкое и наказание такое же.
Почему в городе нет детей?
Главный герой признается на работе своему шефу, что в городе совсем нет детей, и именно их ему не хватает. Действительно жителями идеального города были только старики, лица среднего возраста и, очень редко, молодые люди. Ни одного ребенка видно не было.
Любопытный факт – Вальгалла викингов не предусматривала мест для детей. Но ответ очевидно тривиален – по статистике в развитых государствах умирают преимущественно только люди преклонного и пожилого возраста. Случаи детских смертей – большая редкость. Поэтому и получается, что рай заселен по большей части стариками.
Но факт отсутствия в городе детей может быть и символичным – идеальный мир не предполагает наличие у людей «внутреннего ребенка».
Их душа не имеет этого важного для живых людей компонента. Все что отвечает за проявление творчества, фантазии, иррациональности и развитие чувств, полностью стерто из душ обитателей города.
Все построено на бесконечном потреблении. Режиссер будто наталкивает на мысль – общество сейчас рассматривается как мир духовно постаревших людей, чей потенциал развития исчерпан.
В заключение
Рассматривая построенный в фильме рай как способ высмеивания современного западного социума, центральная его идея становится понятной и простой.
Этот мир стерилен, в нем отсутствует любовь, здесь нет ненависти, все потребности материальны. Несмотря на все благополучие, главный герой настолько разочарован в этом и загробном мире, что остается доволен даже адом.
Пусть здесь нет никакой цивилизации, улиц, приветливых улыбок, но зато этот мир будет полон ощущений, пусть и не приятных, и возможности совершать решительные поступки.
Налаженная искусственная жизнь понемногу может приесться и вызвать внутренний бунт. Благо, если он проявится только у одного человека, а не у целого общества.
Посмотрите видео. Фильм «Неуместный человек»: