«Таксист» фильм 1976: смысл фильма

Сюжет фильма

«Таксист» – культовый фильм великого режиссера современности Мартина Скорсезе. В 1976 году картина стал одной из самых значимых работ, представленных на Каннском кинофестивале, и была удостоена «Золотой пальмовой ветви».

Мартин Скорсезе

Главную роль нью-йоркского таксиста, ветерана войны во Вьетнаме, молодого, медленно теряющего рассудок социопата, исполнил знаменитый американский актер Роберт де Ниро.

Сюжет фильма

Трэвис Бикли – 26-летний бывший морской пехотинец, а ныне таксист, который по ночам развозит пассажиров по огромному Нью-Йорку. Такой режим работы его устраивает.

Он одинок и его постоянно мучает бессонница. Когда клиентов нет, молодой человек коротает время в кинотеатрах, показывающих порнофильмы. А еще он любит просто колесить по нью-йоркским задворкам.

Поездкам Трэвиса в фильме уделяется особое внимание. С их помощью режиссер хотел показать трагическое одиночество совсем еще молодого парня. Несмотря на то, что за окном автомобиля он видит много людей, они для него ничего не значат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Лекарство от здоровья»: в чем смысл фильма?

Смысл фильма «Таксист»

Запоздалый подростковый бунт

«Таксист» не имел бы такого успеха, если бы его герой был простой и понятный человек. Трэвис – противоречивая, неоднозначная личность, которую нелегко раскусить.

Будучи ветераном вьетнамской войны, парень страдает от бессонницы, что часто бывает с людьми, видевшими много смертей. Но не только этот момент подтверждает его принадлежность к людям, прошедшим войну.

Он отлично обращается с оружием. Ему не присуще договариваться с врагом или соперником, все проблемы решаются силовыми методами.

Бикли не стремится общаться с ветеранами, не жаждет воспоминаний, как это обычно бывает с людьми, побывавшими на войне. Похоже, что об этом периоде жизни он предпочитает не вспоминать, как говорится, что было, то прошло.

Еще одной особенностью таксиста является его безумное желание сделать общество «чистым». Ненавидя «грязь», заполонившую современное общество, он прекрасно уживается с ужасной санитарией собственного жилья.

Личность Трэвиса характеризуется тремя особенными чертами, выделяющими его из всего окружения.

Во-первых, он безумно переживает из-за того, как плохо он живет. И речь здесь не только о деньгах (он хорошо зарабатывает), молодой человек не понимает своей ценности и значимости. Парня мучает осознание собственной ненужности, поэтому он и хочет доказать всему миру, что он что-то значит.

Во-вторых, главный герой не удовлетворен социумом, и на это у него есть причины. Стоит только присмотреться к ночному миру, где проходит большая часть его жизни. И тут Трэвис прав, ведь вокруг одна мерзость и душевная убогость.

Третья черта, присущая герою фильма, — его незрелость в личностном и психологическом плане. Он просто не успел стать взрослым, застряв на уровне подростка. Его, как незрелого мужчину, влечет порно, но при этом он может показать себя совершеннейшим идеалистом.

Это видно на примере отношений с Айрис, когда парень выступает в роли Дон-Кихота. Как обычный подросток, он не готов вести свой быт, но при этом очень любит фантазировать.

Радикально настроенный таксист готов противопоставлять себя социуму. Он ведет дневник и пишет родителям письма, в которых больше вымысла, чем истины.

В чем смысл дневника Трэвиса?

Используя в фильме дневник, который ведет главный герой, Скорсезе хотел показать через него внутренний мир парня. Желание вести дневник, скорее всего, указывает на его тотальное одиночество. Ему не с кем поговорить, поделиться новостями или выразить мнение по какой-то проблеме.

Обычная болтовня коллег по работе его не прельщает. Пытаясь выйти за рамки обычного общения, он терпит крах. Иногда Трэвис сам себя не понимает. Понятно, что даже самый умный таксист вряд ли его поймет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Смысл фильма «Револьвер» 2005.

В чем смысл образа Бетси?

Увидев однажды девушку по имени Бетси, парень понимает, что она – предел мечтаний. В ней одной воплощены все его желания и мечты: любовь, благополучная жизнь, комфорт в быту и в душе. Ухоженная красавица – одна из сотрудниц предвыборного штаба сенатора Палантайна.

К сожалению, у парня не получается произвести впечатление на девушку. Оказывается, они совершенно разные люди в социальном плане.

Бикли не знает, как правильно обращаться с дамами, подобными Бетси. Ей не понравилась простота таксиста, его малообразованность и прямота.

Ситуация с неудавшимися отношениями указывает на то, что несмотря на всю мерзость окружающего мира, проблема не в нем. Главный враг Трэвиса находится у него внутри.

В чем смысл образа сенатора Палантайна?

Своеобразно складываются взаимоотношения Трэвиса с сенатором. Сначала он понравился таксисту. Его слова и убеждения импонировали молодому человеку, готовому выбрать кандидата своим кумиром.

Но со временем отношение к Палантайну кардинально меняется. Становится понятным, что он такой же политикан и демагог, как остальные кандидаты. Разочарование доводит до того, что Бикли даже готов убить сенатора.

Нельзя сказать, что он его люто ненавидит. Дело не в этом. Скорее всего, ему самому хочется доказать свою значимость в этом мире. Нужно, чтобы все поняли, что он может не только обезопасить черного грабителя, но и совершить убийство заметной личности.

При этом таксист готовит «план отступления». На подсознательном уровне он хочет, чтобы покушение сорвалось, поэтому специально попадается на глаза охране сенатора.

В чем смысл образа Айрис?

Спасая несовершеннолетнюю проститутку, Трэвис совершает свой личный, пусть и по-детски наивный, подвиг. Девочка не смогла его понять, так было и в ситуации с красавицей Бетси.

Она не просила, чтобы ее спасали. Айрис могла погибнуть в этом кромешном разгроме, устроенном Трэвисом. То, что она осталась жива и вернулась в семью, простая удача.

Почему Трэвис меняет прическу?

Когда таксист решается на радикальные меры, он меняет внешнее обличие. Теперь на его голове красуется панковская стрижка. Такие ирокезы в былые времена украшали головы индейских воинов.

С таким объяснением смены имиджа главного героя согласны не все. Например, М. Чэпмэн, оператор картины, считает, что такие перемены свидетельствуют о проявлении второй, скрытой ранее, сущности таксиста. Маленький, ничего не значащий человек, становится уверенным в себе героем-мстителем и защитником несчастных.

Почему Трэвис остается жить?

Жизнь таксиста с самого начала фильма кажется неинтересной, грустной и безнадежной. Чем ближе к финалу, тем больше уверенности в развязке со смертельным исходом.

Не исключено, что Трэвиса застрелит полицейский или сутенер. Но этого не происходит. Если бы, совершив подвиг, таксист погиб, он бы сразу стал героем. Но авторы фильма решили остановиться на разрешении героем своих внутренних конфликтов.

В чем смысл «Таксиста»?

Традиционно каждый выдающийся киношедевр несет в себе несколько смысловых нагрузок. «Таксист» тоже может похвастаться этой чертой. У любого человека, посмотревшего это кино, есть шанс лично определить смысловую линию.

Одна из идей, можно сказать, лежит на поверхности – главное для человека понять и принять самого себя, и только потом он сможет повлиять на весь мир.

Коррупция и разврат завладели американским обществом, но причина одиночества главного героя не в этом. Виной всему его внутренние конфликты, возникшие на почве психологической незрелости.

Он мечется в лично очерченных рамках. И даже выйдя за них, совершив «подвиг», он снова вернется к обычному существованию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Старикам тут не место» фильм 2007: смысл фильма.

Смысл финала фильма

Развязка фильма не могла быть иной. Конфликт, возникший в душе Трэвиса, нужно было решать. Понимая, что он единственный, кто может помочь Айрис, таксист берет дело в свои руки.

Купив оружие, он появляется в борделе, убивает всех сутенеров и клиентов. Девочка свободна и может уходить. Планируя эту «операцию», молодой человек не думал о славе, но неожиданно для себя стал истинным героем.

По характеру Бикли нельзя отнести к разряду супергероев. Он обычный трудяга, зарабатывающий себе на жизнь честным трудом.

Будь он другим человеком, окружающая его мерзость так бы и продолжала множиться. Неравнодушный, пусть и не повзрослевший мужчина, мечтает о том, чтобы прошел сильный дождь и смыл с улиц города грязь и нечисть.

Не желая просто отсиживаться, он берет на себя роль очищающего ливня. Пусть спасенной окажется одна девочка, но ради этого стоит жить.

Оправившись от ран после госпиталя, мужчина снова садится за руль городского такси. Когда о нем стали писать в газетах, неожиданно в его жизни снова появляется Бетси.

Но теперь, когда Трэвис справился со своим внутренним конфликтом, эта девушка уже не производит на него такого впечатления, как это было раньше.

Скорсезе откровенно симпатизирует своему герою. Он старается показатель зрителю, что иногда обстоятельства заставляют нормальных людей совершать отчаянные, необдуманные поступки.

При этом находятся люди, имеющие психические заболевания, которые способны делать мир лучше и чище. Но это всего лишь кино. Реальная действительность не так проста, как хотелось бы. Не всегда «кино из жизни» имеет хеппи энд.

Если есть желание сделать мир хоть немножечко лучше, нельзя оставлять его реализацию на потом. Нужно действовать здесь и сейчас, а иначе зачем это бессмысленное существование.

Посмотрите видео. «Таксист» 1976 — разбор фильма:

Яндекс Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Граммио - все нотки жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: