Сюжет фильма
В 2014 году в широкий прокат вышла картина самого признанного в мире южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо «Сквозь снег».
В основу фильма положен графический роман «Le Transperceneige», авторами которого являются Жак Лоб и Жан-Марк Рошетт.
Действие фильма происходит в недалеком будущем. Мир после апокалипсиса, произошедшего по вине людей. В попытке справиться с глобальным потеплением, был изобретен специальный реагент, способный понизить температуру окружающей среды.
Но что-то пошло не так, и ожидаемое похолодание в итоге уничтожило почти все живое на Земле. В живых остались немногие. Спастись удалось только тем, кто успел сесть в огромный поезд. Его стены – защита от неминуемой холодной смерти.
Поезд, разработанный ученым Вилфордом, по своей сути напоминает Ноев ковчег. В нем собственная замкнутая экосистема, он постоянно находится в движении, не делая остановок. От ковчега его отличает одна весомая особенность – наличие иерархии. Пассажиры расслоились на несколько неравных классов.
Первые вагоны заняты элитой, далее разместился средний класс, а в хвостовых вагонах поезда нашли пристанище представители низшего класса, которых называют отбросами общества.
Они ведут нищенское существование. Раз в сутки им выдают протеиновый брикет, их единственную еду. Сюда часто наведывается охрана и уводит детей в неизвестном направлении.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Господин никто»: в чем смысл фильма?
Главный герой Кертис – лидер, готовящий план восстания. Его цель – добраться до двигателя и взять управление поездом в свои руки. Только так они смогут сломить тиранию Вилфорда.
Повстанцы из последних вагонов не одиноки в своей борьбе. Их поддерживает неизвестный человек, который обитает в первых вагонах. Он удачно втерся в доверие элиты.
Так, он может передавать революционерам информацию, необходимую для победы. Но в один из дней, в тот момент, когда повстанцы не выполнили последних приготовлений, им приходится начать восстание.
Смысл фильма «Сквозь снег»
Жители поезда
Жизнь пассажиров поезда напоминает социальную структуру современного общества, проследить это сходство довольно легко. Иерархические различия здесь очевидны.
Есть пассажиры первых вагонов, для которых нет ничего невозможного. Но есть и те, кому приходится довольствоваться лишь толикой того, что необходимо для жизни.
В их размещении в вагонах спасительного поезда четко прослеживается социально-экономическая последовательность.
Представители элиты обитают в начале состава. Для нищих и убогих уготованы «прелести» последних вагонов. Каждый класс занимает уготованное ему место, точно так, как это было на Земле. Есть только одно отличие – масштабы.
В беседе с «Vulture» Пона Чжун Хо рассказал о своей работе и ее идее. Он подчеркнул, что поезд хоть и является спасением, по большому счету, он -передвигающаяся тюрьма. Несмотря на большое количество пассажиров, они обречены на совместную жизнь.
Цель повстанцев – захватить первый вагон и двигатель. Но куда бы они ни продвигались, и за что бы ни боролись, все равно останутся узниками поезда.
Подобное распределение классов имеет своеобразные особенности. Условия жизни становятся лучше с приближением к началу поезда. При этом люди становятся хуже с приближением к концу состава.
Это очень похоже на нашу действительность. Режиссер взял на вооружение и другие наблюдения за реальным миром.
Великая сила двигателя
Спасительный состав все время передвигается, его остановка грозит гибелью всех пассажиров. Зрителя постоянно убеждают в том, что двигатель поезда никогда не остановится.
Можно подумать, что речь идет о совершеннейшем механизме. Но разгадка оказывается намного драматичнее, чем хотелось бы. Оказывается, источником энергии двигателя является детская сила.
В машинном отделении, в нижней части, находятся дети-рабы. Возможно, кому-то раскрывшаяся тайна покажется неестественной и гротескной, но в этом также есть определенный посыл авторов картины.
В жестоком мире денег никогда не гнушались детским трудом. В Америке, Европе и некоторых колониях в XIX веке и в начале XX века часто использовали труд детей.
К сожалению, и в наше время существует подобная проблема. По данным, представленным Международной организацией труда, 152 миллиона детей во многих странах мира вынуждены тяжело трудиться.
Пон Чжун Хо, показывая в своем фильме разные стороны современного общества, также решил затронуть вопрос, касающийся эксплуатации детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В чем смысл фильма «Треугольник»?
Спасти планету?
Автор картины затрагивает очень важные темы, которые должны волновать каждого гражданина Земли. Наша планета, к сожалению, медленно, но уверенно движется в непоправимой развязке своего существования.
Человек сам поставил себя на главенствующую позицию, постоянно утверждаясь в роли завоевателя, который то разрушает собственную планету, то задумывается о ее спасении.
Люди ошибочно полагают, что с гибелью человечества наступит конец всему, в том числе планете. Как бы ни пытались люди спастись, создавая супермашины, катастрофа неизбежна.
«Сквозь снег» — еще одно напоминание об апокалипсисе. По словам режиссера, когда детям говорят внутри состава, что выходить из поезда смертельно опасно, возможно, они правы.
Хотя в реальности жизнь снова возвращается. Никакой двигатель или поезд не могут существовать вечно, есть только одна бессмертная вещь – природа. Подтверждением этой истины стала сцена с полярным медведем.
Расплата за неудавшийся эксперимент – очередной ледниковый период. Исполнителем приговора стала природа.
При правильном раскладе в этом поезде проживет не одно поколение людей, но ничто не сможет длиться вечно. Рано или поздно все умрут. Так и в этой картине, — никто не сможет избежать смерти.
По словам Чжун Хо, финал возможно жесток, но что можно ожидать от такой ситуации. Тем более, следует сделать скидку на то, что этот фильм относится к жанру научной фантастики.
Печально, если авторы картины убеждены, что жители Земли заслуживают печальный исход. Не очень-то хочется мечтать о подобном будущем. Но надежда умирает последней, и все в руках человека.
Воля к жизни
Ранимому зрителю этот фантастический триллер может показаться слишком пессимистичным, но отчаяние – это последнее, о чем нужно думать.
Более того, режиссер утверждает, что человечество еще возродится. «Vulture» он рассказывает о дальнейшем «сценарии» развития новой жизни на Земле.
Несмотря на то, что на процесс возрождения уйдет слишком много времени, надежда всегда остается. Жертвы не должны быть напрасными. В этой истории выживают два человека, и именно они могут стать продолжателями рода человеческого.
Этой парочке предстоит пережить много серьезных испытания, хотя они и представляют собой новых Адама и Еву, выживших после апокалипсиса.
В первый день на Земле им предстоит встреча с голодным полярным медведем. Реально шансов выжить в смертельной схватке мало, нет сил и нет поддержки, они одни в бескрайнем мире, хотя режиссер дает оптимистические прогнозы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Смысл фильма «Патруль времени» 2014.
Радикальное послание
Драму «Сквозь снег» нельзя назвать обычной фантастикой. Она освещает самые важные стороны жизни современного общества и раскрывает проблему взаимоотношений человека и природы.
Авторы хотели посредством фильма показать людям, что для восстановления общества есть одно верное решение – полное разрушение его фундамента.
Пассажиры необычного поезда погибли из-за схода снежной лавины, но это не говорит о том, что они бы еще долго прожили. Все уже и так указывало на предстоящую гибель поезда.
В общей системе разрушалось самое главное – двигатель. Повстанцы старательно продвигались вперед, чтобы захватить власть и самим управлять составом, но решить механические проблемы им бы не удалось.
Как бы обитатели поезда не хотели, но он не смог бы существовать вечно. Так и современное общество, — когда-то необходимость в холодной перезагрузке станет слишком актуальной.
Чтобы раскрыть важные жизненные вопросы и достучаться до зрительской аудитории, создатели фильма сняли интересный, остросюжетный триллер.
Смысл концовки фильма
Система контроля, которая занимает особое место в сюжете картины, не дремлет. Ей важно знать изменения, происходящие в обществе. В последнее время до людей начинает доходить, что во всем виновен не Вилфорд, а выстроенная им система, а также сам «поезд».
В мировой истории было достаточно революционеров, но с течением времени их облик менялся. «Захвати Уолл-стрит», «Pussy Riot» — это уже поколение современных революционеров.
Вряд ли когда-нибудь прекратится недовольство людей опорами, на которых держится общество. Новые революционеры будут выдвигать собственные идеи, касающиеся государственных, финансовых и религиозных институтов.
Единичные протесты обречены на поражение. Протестующих будут разгонять водометами или сажать в тюрьму. Это будет продолжаться до тех пор, пока общество не дойдет до передела и не решится на серьезные дела.
Не исключено, что изменения коснутся не только повстанцев, но и формата их действий. В наше время в борьбу будут вступать «диванные войска». Вряд ли на «сцену событий» выйдут люди, подобные Кертису. Битва за идеалы в ущерб собственной «зоне комфорта» прельщает лишь единицы. Не исключено, что очередная битва за идеи будет происходить в интернете.
Если обратиться к вопросу контроля численности населения, то здесь все неоднозначно. Если такая идея уже есть, не факт, что будут использоваться открытые виды влияния.
Реальное подобие Вилфорда возьмет на вооружение такие инструменты, как медицина, еда, способность к воспроизведению здорового потомства и т.д.
Важно одно: идея контролируемых революций не изменится. Поезд, несмотря ни на что, должен ехать дальше.
Посмотрите видео. «Сквозь снег» (2013). Разбор фильма. Скрытый смысл: