Кадочников Павел Петрович — биография и сведения, описание достижений

Па́вел Петро́вич Ка́дочников  — советский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1985).

Биография

Детство

Павел Кадочников родился а в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в рабочей семье.

В период Гражданской войны отец вместе со всей семьёй (женой и двумя детьми) уехал на родину — на Урал в небольшое село Бикбарда (ныне Куединский район, Пермский край). Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил и окончил школу крестьянской молодёжи. Там же определилось главное его увлечение — рисование. Любовь к живописи ему прививала мать, грамотная и умная женщина.

В 1927 году семья вернулась в Ленинград, где отец получил работу на заводе «Красный путиловец». Павел же продолжил свои занятия живописью. Он поступил на изобразительное отделение в детскую художественную студию. Мечтал, что когда вырастет, станет художником. Однако этому не суждено было сбыться — серьёзно заболел отец, и ему пришлось заботиться о семье. Он ушёл из школы и устроился учеником слесаря на завод «Красный путиловец».

Учёба

Занятий живописью не бросил и продолжал ходить в художественную студию. Там, в 1929 году, и состоялось его знакомство с театром. Павла заметил режиссёр А. Авдеев, который руководил там театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.

На следующий год А. Авдеев привёл Павла к режиссёру Б. В. Зону, набиравшему курс в театральном техникуме при Ленинградском ТЮЗе (ныне — имени А. А. Брянцева). Прослушав Павла, режиссёр взял его на свой курс (1931), хотя в то время юноша не успел окончить среднюю школу. Всего через полгода театральный техникум был расформирован. Курс Б. В. Зона почти полностью перевели в техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Ему было лишь 15 лет. Тем не менее, среди старших товарищей он не затерялся. Наоборот, выделялся как одеждой (Павел форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением исполнять неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.

В 1932 году Татьяна Никитина, которая училась вместе с Павлом в техникуме на режиссёрском отделении, родила от него сына Константина.

Театр

В 1935 году окончил техникум и стал актёром созданного Б. В. Зоном Нового ТЮЗа, где работал в 1935-1944 годах. Его первой ролью стал Лель в «Снегурочке» А. Н. Островского. Роль Купавы играла актриса Розалия Котович. Совместная работа вскоре привела к их браку.

В ТЮЗе играл самые различные роли: сказочных героев, белогвардейцев, но лучше всего ему удавались животные. Один из спектаклей, где Павел играл ужа, увидел драматург Е. Л. Шварц. Ему так понравился актёр, что специально для него он написал роль Сказочника в спектакле «Снежная королева» по сказке Х. К. Андерсена. Ему поручали и эпические, возрастные роли. В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина он играл летописца Пимена. Работа в театре всё больше увлекала молодого актёра. Роль следовала за ролью.

С 1935 по 1938 год работал педагогом по технике речи в Центральном театральном училище (ныне Российский государственный институт сценических искусств).

Кино

В 1935 году начал сниматься в кино. Первой работой в кино стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние». Самому актёру его появление на экране не понравилось. После этого дебюта принял решение больше никогда не сниматься в кино.

В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр С. И. Юткевич. Ему понравился юноша, и режиссёр предложил ему роль в своей картине «Человек с ружьём». Помня о своём первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссёра. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась его длительная работа в кино.

Уже в следующей картине С. И. Юткевича «Яков Свердлов» сыграл сразу две роли — рабочего паренька Лёньку и писателя Максима Горького. При утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру актёра на роль Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил Павла отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут актёр вновь предстал перед авторитетной комиссией. Члены комиссии не верили своим глазам: настолько он был похож на пролетарского писателя. После этого был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.

Роль Горького принесла актёру большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссёр А. В. Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съёмки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась война.

Павел Кадочников вспоминал: «Каждый приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актёрам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя». В конце июля он подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию» — ответили ему.

После завершения съёмок в двухсерийной ленте «Оборона Царицына», актёра пригласил к себе С. М. Эйзенштейн. Режиссёр предложил актёру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный». Владимир Старицкий — одна из главных трагических фигур картины.

Мастерство актёра так впечатлило С. М. Эйзенштейна, что тот решил снять его ещё в двух ролях — Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли Павел сыграет в третьей серии. Но этому так и не суждено было воплотиться, третья серия так и не была снята. Тем не менее, эти три года актёр считал самой большой жизненной школой. В 1944 году он навсегда ушёл из театра и целиком посвятил себя работе в кино.

В конце декабря 1944 года в семье актёра на станции Кавказская в окрестностях Тбилиси (Грузия) родился сын Пётр.

Вернувшись в Ленинград, узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, актёр выбрал работу в кино. Он отправился в Киев сниматься в картине «Подвиг разведчика» режиссёра Б. В. Барнета. Роль майора принесла ему поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван, Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.

В следующем, 1947 году, приступил к съёмкам в новой картине А. Б. Столпера «Повесть о настоящем человеке». Актёру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Маресьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, отказался от услуг дублёров. В течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех. Эпизод киносъёмок в лесу с участием актёра и «свирепой» медведицы подробно и красочно описан В. В. Чаплиной в рассказе «Марьям и Джек» (из цикла «Питомцы зоопарка»). Отдав должное самообладанию и чувству юмора актёра, В. В. Чаплина отмечала, что у ручной медведицы Марьям был на редкость предсказуемый, добродушный нрав.

После картины «Далеко от Москвы» (1950) актёра не приглашали сниматься в кино в течение четырёх лет.

Вновь о нём вспомнили в 1954 году. Режиссёр А. В. Ивановский, который уже снимал Павла в своём фильме «Антон Иванович сердится», пригласил актёра в новую картину. Это была совместная работа А. В. Ивановского и Н. Н. Кошеверовой «Укротительница тигров». Роль мотогонщика Фёдора Ермолаева стала одной из его главных удач в 1950-е годы. В ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актёров ярко выраженного комедийного плана — Л. Ф. Быкова и С. Н. Филиппова. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Актёра вновь стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы.

В последующие годы много и напряжённо снимался, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями.

В 1956-1958 годах был художественным руководителем студии киноактёра при киностудии «Ленфильм».

В 1967 году стал членом КПСС.

Режиссёрская деятельность

И всё же эти роли не могли удовлетворять талантливого актёра. Он решил попробовать себя в режиссуре. В 1965 году вышел его первый фильм, снятый им в качестве режиссёра, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», в котором он сыграл роль Чулковского. В 1968 году он поставил фильм-сказку «Снегурочка», где сыграл роль царя Берендея.

Уход в режиссуру имел ещё одну причину: в середине 1960-х годах он попал в немилость к высшему руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься, не давали новых работ актёру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми он ездил по всей стране.

1970-е — 1980-е годы

В середине 1970-х годов Н. С. Михалков предложил ему роль в своём фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эта роль принесла актёру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее. Наиболее заметной работой тех лет стала роль Вечного деда в фильме А. С. Кончаловского «Сибириада».

В 1978 году актёр снялся вместе со своим взрослым сыном Петром в киноповести Б. Б. Мансурова «Сюда не залетали чайки». Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Пётр погиб при весьма странных обстоятельствах. Летом 1981 года он отправился отдохнуть в Прибалтику на озёра. Через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. По словам дочери Петра Кадочникова:
У папы с детства была фирменная «фишка». Он залезал на берёзу, и, держась за ветки, начинал раскачиваться. То же самое он решил проделать и в Игналине. Только не учёл, что полез в тот раз на сосну, а сосна не гибкая. Ветка не выдержала его веса, сломалась, папа упал и разбился о землю. У него была тяжелейшая черепно-мозговая травма, все ребра переломаны
В бессознательном состоянии «Скорая» увезла папу в местную больницу. Бабушка с дедом примчались в Игналину на следующий же день. Ни с ними, ни с мамой папа не простился, он так и не пришёл в сознание. Через три дня после падения его не стало. Из-за какой-то нелепости мы с сестрой лишились отца, мама — мужа, а дед с бабушкой — сына.

Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря их единственного совместного сына стала трагедией. Единственным спасением для актёра была работа. И он окунулся в неё. Ещё до смерти сына сыграл заметную роль графа Орлова в картине «Рассказ неизвестного человека» режиссёра В. П. Жалакявичуса. А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль Поля Лафарга в картине режиссёра С. И. Юткевича «Ленин в Париже». Стоит отметить также работу в детективе «Пропавшие среди живых» — здесь актёр совместил традиционный образ интеллигента с совершенно нехарактерным для себя амплуа злодея. Спустя два года сыграл небольшую роль майора Шолто в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андрееве. Это была последняя режиссёрская работа П. Кадочникова.

Член Союза кинематографистов СССР.

Автор книги «Оставайтесь молодыми».

2 мая 1988 года Павел Кадочников скончался на 73-м году жизни из-за острой сердечной недостаточности в городской больнице Ленинграда.

Похоронен на Серафимовском кладбище (15 участок) рядом с могилой сына Петра (1944-1981).

Спустя 12 лет на экраны вышел сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», на основе ранее снятых телефильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (в том числе и «Сокровищ Агры», где снимался актёр).

Личная жизнь

Сын — Константин Павлович Кадочников (1932-1984), актёр. Его мать Татьяна Николаевна Никитина, театральный режиссёр, училась вместе с П. Кадочниковым в техникуме сценических искусств на режиссёрском отделении.
* Жена — Розалия Ивановна Котович (1913-2001), актриса.
** Сын — Пётр Павлович Кадочников (1944-1981), актёр.

Звания и награды

Герой Социалистического Труда (26.07.1985)
* Заслуженный артист РСФСР (06.03.1950)
* Народный артист РСФСР (26.11.1965) — за заслуги в области советского киноискусства
* Народный артист СССР (23.01.1979)
* Сталинская премия второй степени (1948) — за исполнение роли майора Алексея Федотова в фильме «Подвиг разведчика» (1947)
* Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Алексея Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке» (1948)
* Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Алексея Николаевича Ковшова в фильме «Далеко от Москвы» (1950)
* Орден Ленина (1985)
* Орден Трудового Красного Знамени (1967)
* Орден Дружбы народов (04.08.1975)
* Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
* Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
* Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
* Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
* Медаль «Ветеран труда»
* Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
* После просмотра фильма «Подвиг разведчика» И. Сталин прислал из кремлёвской канцелярии актёру бумагу с Гербом СССР, где было написано: «Павлу Петровичу Кадочникову, артисту киностудии „Ленфильм“, присваивается почётное звание майора всех родов войск СССР. Сталин, Ворошилов».

Театральные работы

;Ленинградский Новый ТЮЗ
* 1935 — «Снегурочка» А. Н. Островского — Лель
* 1935 — «Музыкантская команда» Д. Дэля — Куракин
* 1936 — «Продолжение следует» А. Я. Бруштейн — Лауэр
* 1936 — «Брат и сестра» Е. Л. Шварца — дед Тарас
* 1937 — «Сказки Пушкина»:
** Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — Богатырь
** Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди — Коршун
* 1937 — «Красная Шапочка» Е. Л. Шварца — Уж
* 1938 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — летописец Пимен
* 1939 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца по мотивам сказки Х. К. Андерсена — Сказочник
* 1941 — «День живых» А. Я. Бруштейн — Портной
* 1943 — «Бессмертный» А. Н. Арбузова и А. К. Гладкова — Иванцов

Фильмография

Актёрские работы

1935 — Несовершеннолетние — Михась
* 1935 — Совершеннолетие — Михась
* 1938 — Человек с ружьём — cолдат с семечками на «братании» с немцами (нет в титрах)
* 1940 — Яков Свердлов — Лёнька Сухов, Максим Горький
* 1940 — Осень (короткометражный) — Пианист
* 1940 — Разгром Юденича — Сенюшкин
* 1941 — Антон Иванович сердится — композитор Алексей Петрович Мухин
* 1941 — Киноконцерт 1941 года — моряк в номере Максима Михайлова (нет в титрах)
* 1942 — Оборона Царицына — Руднев
* 1945 — Иван Грозный — Владимир Андреевич Старицкий, Халдей в «Пещном действе», Евстафий Колычев (материал не сохранился)
* 1945 — Здравствуй, Москва! — Константин Николаевич Златогоров, ремонтный слесарь паровозного депо (нет в титрах)
* 1946 — Робинзон Крузо — Робинзон Крузо
* 1946 — Голубые дороги — Сергей Андреевич Ратанов, капитан 3-го ранга
* 1947 — Подвиг разведчика — майор Алексей Федотов, он же Генрих Эккерт
* 1948 — Драгоценные зёрна — агроном Иван Гаврилович Архипов
* 1948 — Повесть о настоящем человеке — Алексей Мересьев
* 1949 — У них есть Родина — подполковник Алексей Петрович Добрынин
* 1950 — Далеко от Москвы — Алексей Николаевич Ковшов
* 1950 — Заговор обречённых — Макс Вента
* 1951 — Пржевальский — член географического общества (нет в титрах)
* 1954 — Большая семья — инженер Евсей Константинович Скобелев
* 1954 — Запасной игрок — Иван Иванович Светланов / Дедушкин)
* 1954 — Укротительница тигров — Фёдор Николаевич Ермолаев, мотогонщик
* 1955 — Педагогическая поэма — Максим Горький
* 1955 — Таланты и поклонники — Пётр Егорович Мелузов, жених Негиной
* 1956 — Медовый месяц — Алексей Николаевич Рыбальченко
* 1956 — Пролог — Максим Горький
* 1957 — Балтийская слава — Александр Борисович Ордынцев, командир эсминца «Гром»
* 1957 — Под золотым орлом — Андрей Макаров
* 1959 — Сын Иристона — поручик Джамбул Дзахсоров
* 1960 — Хлеб и розы — Гавриил Ивушкин
* 1960 — Русский сувенир — Гомер Джонс, секретарь мистера Скотта, американский писатель канадского происхождения
* 1963 — Самый медленный поезд — Сергеев Сергей Иванович
* 1964 — Государственный преступник — Алексей Михайлович Басов, начальник отдела госбезопасности
* 1965 — Музыканты одного полка — Игорь Чулковский
* 1967 — Продавец воздуха — профессор Энгельбрект
* 1968 — Снегурочка — царь Берендей
* 1971 — Прощание с Петербургом — скрипач Павел Максимов
* 1972 — Возвращение скрипки — Маковский, профессор, скрипач, учитель музыки
* 1974 — В Баку дуют ветры — Василий Васильевич Цигель-Каштанов (озвучил О.Голубицкий)
* 1975 — Одиннадцать надежд — зритель на корриде, (нет в титрах)
* 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Иван Иванович Трилецкий
* 1978 — Сюда не залетали чайки — дядя Роман
* 1978 — Сибириада — Вечный Дед
* 1978 — Жизнь Бетховена — Ромен Роллан
* 1979 — Ищи ветра… — Сергей Сергеевич Уваров
* 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Его Превосходительство Павел Петрович
* 1979 — Ты только не плачь — Борис Платонович
* 1979 — Я хочу петь — Липати
* 1980 — Санта Эсперанса — дон Лоренсо
* 1980 — Рассказ неизвестного человека — граф Орлов
* 1980 — Благочестивая Марта — капитан Урбина
* 1980 — Идеальный муж — лорд Кавершем
* 1980 — Сицилианская защита — Андриан Константинович
* 1981 — Бешеные деньги — Григорий Борисович Кучумов
* 1981 — Сильва — Фердинанд фон Фельзе (Ферри), импресарио Сильвы
* 1981 — Проданный смех — барон Треч
* 1981 — Пропавшие среди живых — Фёдор Борисович Кашлев, «Нырок»
* 1981 — Наше призвание — Николай Иванович Гудков, заслуженный учитель
* 1981 — Ленин в Париже — Поль Лафарг
* 1981 — Ночь на четвёртом круге — Гудзь
* 1981 — Две строчки мелким шрифтом — Всеволод Семёнович Бартеньев, руководитель Голубкова
* 1983 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры — майор Джон Шолто
* 1983 — Я тебя никогда не забуду — автор фильма
* 1983 — Карантин — академик Силантьев, прадедушка Маши
* 1984 — Блистающий мир — Садди и Чаппи Дауговет
* 1984 — Блондинка за углом — профессор Огурцов (озвучил Игорь Ефимов)
* 1984 — Последний визит — Джерри Чивер
* 1985 — Три процента риска — Вениамин Владимирович Хлебников, генеральный конструктор КБ
* 1985 — Картина — Юрий Емельянович Поливанов
* 1986 — Я — вожатый форпоста — Николай Иванович Гудков, заслуженный учитель
* 1986 — Очи чёрные — Петербургский чиновник
* 1987 — Поражение — Аркадий Борисович Голицын, учёный (озвучил Игорь Ефимов)
* 1987 — Серебряные струны — Антип Савельич
* 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — майор Джон Шолто

Режиссёрские работы

1964 — Победительный марш
* 1965 — Музыканты одного полка (совместно с Г. С. Казанским)
* 1968 — Снегурочка
* 1983 — Я тебя никогда не забуду
* 1987 — Серебряные струны (совм. с О. И. Дашкевичем)

Сценарист

1968 — Снегурочка (совм. с Л. С. Любашевским)
* 1983 — Я тебя никогда не забуду
* 1987 — Серебряные струны (совм. с Г. Смирновым)

Озвучивание

1972 — Когда умирают легенды
* 1972 — Леди Каролина Лэм
* 1975 — Мой друг — человек несерьёзный — Эдгар Циекурс (роль А. А. Михайлова)
* 1978 — Вожди Атлантиды
* 1980 — Асфальт

Участие в фильмах

1975 — Рядом с другом (документальный)
* 1976 — Съездили (документальный)
* 1986 — Народом признанный (документальный)

Архивные кадры

— Павел Кадочников (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)

Память

В Санкт-Петербурге, на доме №2 по Каменноостровскому проспекту, где актёр жил в 1952-1988 годах, установлена мемориальная доска

Яндекс Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс Дзен
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Граммио - все нотки жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс Дзен

Подписаться на наш канал в Яндекс Дзен