Сюжет фильма
Фильм «Черный лебедь» создан режиссером Дарреном Аронофски. Его следует отнести к категории психологических триллеров.
Рассказывается история о балерине, постепенно превращающейся в сумасшедшую при постановке «Лебединого озера». Главные роли в фильме пригласили исполнить известных актеров: Натали Портман, Венсана Касселя, Милу Кунис.
Весь сюжет построен вокруг процесса постановки в Нью-Йорке балета «Лебединое озеро». Нина – балерина, обладающая явным талантом, но ей мешает инфантильность. Девушка в 28 лет проживает с мамой, постоянно опекающей ее.
Мать девушки также была балериной, но ее карьера прекратилась с рождением дочери. Женщина полностью психологически подчиняет собственную дочь.
Девушка просыпается в комнате розового цвета, сплошь заполненной мягкими игрушками. Мать заботится о ней, обеспечивает питанием и одеждой. По сути, она остается маленькой, опекаемой своей мамой, девочкой.
Героиня словно в клетке из золота. Именно здесь усматривается схожесть девушки с птицей, запертой в клетке, которую всем обеспечивают, но которая жаждет одного – свободы.
У Нины никогда не было друзей, своих личных увлечений и сексуальной жизни. По фильму она как сказочный герой — гадкий утенок, которому суждено вырасти в прекрасного лебедя. Однако сейчас все, на чем сосредоточена девушка, это ее мама и дело всей жизни – балет.
Том – хореограф и режиссер, занимающийся постановкой балета. Именно он предлагает Нине сыграть основную роль в балете. Несмотря на признание таланта девушки, он все же считает, что она не справится с ролью Одилии – черного лебедя, так как ей не хватает раскованности и страсти.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Идентификация» (фильм 2003): смысл фильма.
Однако девушка просто превосходно исполняет роль Одетты – светлой половины главного персонажа. Том предпринимает попытки раскрепощения Нины.
Главная задача – исправить недостаток сексуальности героини. Для этого он рекомендует ей мастурбацию, которая поможет ей осознать свою сексуальность.
Девушка напряжена, и ей везде начинает казаться ее мать и невообразимые злобные галлюцинации, отличающиеся крайней реалистичностью. Том вне себя, а героиню все больше охватывает психологическое расстройство, вызванное физическим истощением, постоянными репетициями, соперничеством и проблемой с матерью, которая не желает отпускать ее и всячески опекает.
Смысл фильма «Черный лебедь»
«Черный лебедь» как трагедия взросления и открытия сексуальности
Фильм в одной из трактовок рассматривается как путь взрослеющей балерины Нины. В одной из сцен девушка с восклицанием говорит матери, что она уже взрослая, и ей 28 лет. Но вот возраст иногда не показатель взросления.
В физическом понимании девушка действительно уже стала взрослой, но вот на психологическом уровне, она все еще ребенок. Развитие ее сексуальности остановилось на нуле. Когда Том задает вполне обычный вопрос о том, нравится ли ей секс, ей даже нечего ответить.
Успешность Нины в ее балетной деятельности – это не признание ее достижений, а скорее это соблюдение детальных инструкций опытной матери. В то время когда от Нины просят раскрепоститься, она в некотором смысле начинает переживать переходной юношеский период.
Следует вспомнить, каким образом девушка ведет себя со своей матерью вначале. Мать без каких-либо протестов или объяснений может сама снять одежду со своей давно повзрослевшей дочери, чтобы посмотреть рану на плече, кормит девушку, хотя та сама может позаботиться о себе и сделать завтрак.
Контроль матери наблюдается везде. При отсутствии девушки дома, она пытается держать все под контролем на расстоянии, названивая дочери. Даже комната девушки обставлена так, как будто она какая-то школьница – все в розовом цвете, в каждом углу плюшевые игрушки.
Мама без проблем заходит в спальню дочки, не спрашивая разрешения. Смотрит за тем, как дочь укладывается в кровать и спит. Нужно ли продолжать? Вся эта обстановка, поведение матери и дочери дают понять, что Нина эмоционально не выросла, хоть в профессиональном плане и добилась успехов.
Каждый персонаж в фильме понимает и принимает собственную сексуальность как нечто само собой разумеющееся. Но Нина отвергает в себе эту часть личности.
Нина не хочет самостоятельно ничего делать, чтобы стать психологически взрослой. Ее начинают подталкивать к этому Том и Лили. Хореограф дал девушке «задание на дом», и для раскрытия сексуальности попросил заняться дома мастурбацией.
Лили поступает по-другому – затаскивает балерину в ночной клуб. В фильме сцена, где Лили пришла к Нине домой, отражает реальный факт – девушке не дают взрослеть. Лили уговаривает Нину пойти в клуб отдохнуть, в то время как ее мама пытается удержать девушку от ночных похождений.
Подобная ситуация в реальности скорее происходила бы с девочкой, но не с 28-летней девушкой. У Нины запоздалый переходной возраст, что видно после того, как она вернулась домой из клуба. Она начинает хвастать перед мамой так называемыми «подвигами», которые ей удалось совершить.
Делала она это, чтобы зацепить мать, сделать ей больно. Подобное поведение свойственно разве что подросткам в период полового созревания.
В течение фильма Нина так и не испытывает до конца полного удовольствия от процесса мастурбации, у нее не получается «раскрепостить» себя полностью, чтобы лучше вжиться в роль Черного лебедя.
Однако в финальных сценах ей все же удается полностью прочувствовать себя и стать полноценной личностью, соединившей в себе две нужные ей половины. В этом и заключается символизм.
Том утверждает, что Нина обладает чистотой и невинностью, свойственной Белому лебедю. В заключительной же сцене видно, что из раны на животе Нины просачивается кровь. Подобный признак метафоричен и означает миг взросления (менструацию) или потерю невинности тела.
Затем в финале Нина перед смертью говорит: «Я почувствовала совершенство». Под таким «совершенством» понимается миг наивысшего наслаждения или же оргазм, воплотившийся для девушки в духовном плане с помощью балета. В эти моменты Нина расстается со своей детской частью, взрослеет, «утрачивает невинность» и обретает полноценную сексуальность.
Сцена, где Нина проводит ночь с Лили – это лишь плод фантазии девушки на фоне начинающегося сумасшествия. Утром Лили говорит, что была ночью с парнем, а не с ней.
Темы сексуальности и взросления часто затрагиваются настоящими балеринами. Многие из них жалуются на то, что не могут стать «настоящими» женщинами, поскольку им мешают их фигуры – тонкие, легкие и с малоразвитой грудью.
Танцующие в балете мужчины и женщины проявляют часто свою бисексуальность. Также балерина должна выбирать между карьерой и обычным правом женщины – завести семью и родить ребенка.
Из указанного возможно только одно – или счастье семейной жизни и возможность быть матерью, или карьера балерины. Реальность показывает, что эти две позиции одновременно не совмещаются.
Несмотря на отсутствие в фильме прямой борьбы за сердце главной героини, все же указанные темы затрагиваются и становятся понятными зрителю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Куда приводят мечты» (1998): в чем смысл фильма?
«Черный лебедь» — поэма без героя?
При поверхностном рассмотрении художественного фильма зритель изначально может подумать, что Нина на фоне получения желанной роли Черного и Белого лебедя, перестает себя контролировать и утрачивает личность.
Конечно, с одной стороны это верно, но сначала следует сделать акцент на начальных сценах фильма и задать вопрос – была ли тогда девушка полноценной личностью?
Нужно отметить, что главная героиня фильма – наиболее слабый ее персонаж. Только она менее всех способна сопротивляться и проявлять свою волю.
Рассмотрим происходящие в фильме события в хронологическом порядке.
Уже с самого начала показа картины видно, что она инертна, не может повлиять на свою жизнь и находится под влиянием матери.
Мама Нины ранее была балериной, но так и не смогла построить карьеру из-за рождения дочки. Мама не винит в неудавшейся карьере дочь, но делает все, чтобы девушка продолжила профессионально расти.
Но удивительного в этом ничего нет – подобный путь выбирает множество родителей, чьи мечты они сами не смогли реализовать. Но выбрав путь для своих детей, и заставляя соблюдать его, этим они разрушают их собственную судьбу.
Мама девушки преуспевает в управлении своей дочерью, которая становится полностью зависимой от нее. Под контролем мамы девушка подбирается к славе талантливой балерины. Но что-то идет не так, как она запланировала…
Дочка становится неконтролируемой и не следует ее советам. При этом девушка делает это не по собственной воле, а из-за влияния окружения.
Нину губит не искусство, а воля других людей
Девушка так и не берет под контроль собственную жизнь, хотя и вырывается из-под глобального контроля своей матери. Вместо этого она поддается влиянию другой, более сильной, чем она, личности – ее хореографа.
Момент, когда Нина ранит руку матери, выгнав ее из комнаты, символичен. Он показывает, что девушка освободилась от крепкой хватки воспитавшей ее женщины.
Следует заметить, что Том не делает вид, что желает Нине избрать собственный путь. Он заставляет ее идти по следам талантливой балерины Бет.
С ней девушка разделяет гримерку. Она не против следовать своему кумиру, так как обожает ее. Доходит даже до случаев воровства вещей, принадлежащих этой балерине.
Такое поведение девушки говорит об отсутствии ее собственных стремлений – она только желает пойти путем Бет, добиться точно таких же карьерных успехов. Проще говоря, она не хочет развивать личность в себе, а желает стать совсем другой личностью.
Том очень профессионально воздействует на Нину и, пользуясь ее любовью к балету, полностью управляет девушкой. Зрителю кажется, что балерину уничтожает само искусство, но это делают окружающие люди, управляющие ее жизнью.
Нина не сопротивляется Лили и выполняет каждую ее прихоть, не в силах сопротивляться. Даже когда она понимает, что Лили добавила ей в напиток наркотики, она не показывает виду.
Вместо этого она словно в неведении выпивает все, подчиняясь подружке. Видно, что девушка не контролирует собственные действия, она только подчиняется воле других окружающих ее людей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В чем смысл фильма «Девушка с татуировкой дракона»?
Трактовка по Фрейду
При толковании кинофильма «Черный лебедь» с акцентом на психоанализ, героев рассматривают отдельно. Каждый из них – отдельная психологическая сущность. В центре – девушка-балерина Нина. Она являет собой Эго, социальную часть человека, взаимодействующую со своим внешним окружением.
Мать девушки рассматривается по Фрейду как «Сверх-Я» — часть сущности, которая регулирует человеческое поведение, определяет его идеалы, устанавливает четкие границы и правила, может запрещать что-либо. Именно это делает мама девушки по сюжету фильма – всячески воздействует на дочь, делает из нее подчиненную личность, дает оценку девушке, исходя из собственных норм.
Что касается наставника Нины – хореографа Тома, то он экранизированное воплощение другой сущности – Оно. Он отражает все бессознательные действия, негативные и иррациональные инстинкты, свойственные отдельному человеку.
Лили – отражение внутреннего, мрачного Альтер-Эго главной героини. Далеко не случайно, что героиня так остро реагирует на обычное отражение в зеркале – в жизни профессиональных танцоров подобный атрибут имеет первостепенное значение. Именно здесь отражаются все неудачи и каждая победа.
Два образа, фигурирующие в фильме и постановке «Лебединого озера», — противопоставляемые друг другу символы. Белый лебедь символизирует самоконтроль. Черный – секс. Указанные инстинкты борются внутри девушки, при этом плавно разрушая слабую психику балерины.
Девушка делает большую ошибку – для обеспечения нормального сосуществования указанных сторон личности, Нина поочередно пробует подавлять каждую из них.
Но чтобы обе эти стороны находились в равновесии, необходимо было их примирить в себе и признать возможность наличия как одной стороны, так и второй. Сделать это у девушки не получается – внутренняя тревога и психологический конфликт раздирают ее изнутри и в итоге губят.
Трактовка по Ницше
Разбор смысла фильма проводится на основании известного труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Работа рассматривает двойственность природы искусства, в т. ч. и античного.
Согласно труду великого философа, древнегреческое искусство имеет 2 начала:
- Аполлоническое (отражает гармоничность, свет, спокойствие и оптимизм);
- Дионисийское (заключает в себе трагичность, хаотичность и темное начало).
Философ отмечает, что музыка основывается, прежде всего, на дионисийском начале. Но как бы то ни было, оба начала переплетаются в творческом человеке, постоянно сменяют друг друга или отражаются одновременно через его творчество.
Следует отметить, что по фильму отражаются именно два этих начала, они создают внутреннюю борьбу в душе девушки. С одной стороны аполлоническое начало, преображающееся в белого лебедя, отраженное в плавных безмятежных движениях балерины, с другой – дионисийское. Проявление ревности и страсти, бурная вечеринка в компании Лили – все это соответствует этому началу.
Мифологическая трактовка
Образ балерины Нины при сравнении с древнегреческой мифологией напоминает Икара. Согласно этой легенде, Икар со своим отцом Дедалом разгневали Миноса, правящего Критом.
Дедал узнал, как избавиться от преследования царя с помощью изощренного метода – он использовал сделанную конструкцию крыльев, которые склеил воском.
С помощью этих крыльев сын с отцом должны были покинуть остров. Отец предупредил своего сына, что высоко взлетать нельзя, иначе воск на крыльях растопится под лучами палящего солнца и крылья распадутся. Но Икар проигнорировал предупреждение отца, за что поплатился своей жизнью.
Нина думает, что расправилась со своей соперницей Лили, но оказывается, убивает только свое альтер-эго и саму себя. Здесь легендарная история находит свое отражение в Нине и ее матери.
Мать Нины всеми способами пытается уберечь свою дочь от опасностей, которые таит мир и, вероятно, основания у нее есть – ей известно о нестабильной психике девушки. Она пытается полностью расписать весь распорядок дня дочери, чтобы у нее не было времени ни на какие нервные срывы и лишние размышления.
Но у матери не выходит сберечь дочь от влияния окружения. Ища совершенство, балерина находит погибель. Так Икар погиб, стремясь к Солнцу. Словно Икар, девушка в заключительной сцене примеряет на себя крылья, и в точности как Икар, она обречена на смерть.
Посмотрите видео. Все балетные ошибки фильма «Черный лебедь»: